Содержание
Rootpay📌 Реклама
Для примера мы рассмотрим ситуацию, когда преступник знает, что у его жертвы имеется банковская карта. Звонит он от имени службы безопасности банка, заявляет, что карта заблокирована из-за попытки взлома и для снятия блокировки держатель карты должен по телефону продиктовать данные карты и секретный код, который придет в SMS-сообщении.
Все мы знаем, что сотрудник банка ни при каких обстоятельствах не станет запрашивать конфиденциальные сведения вроде PIN или CVV/CVC кодов, а процедура разморозки счета производится намного сложнее. Значит, звонящий не имеет к вашему банку никакого отношения. Но ему можно подыграть, дав понять, что вы испугались за свои счета и готовы следовать указаниям. После чего, нужно просто попросить мошенника подождать, пока вы ищите нужные документы и куда-то запропастившуюся в такой важный момент карточку. После чего просто положить телефон в карман и продолжить заниматься своими делами. Раз в пять минут можно снимать телефон с удержания и сообщать, что поиски продолжаются, скоро карта найдется. 📌 Реклама Отключить
Спустя какое-то время преступник поймет, что над ним издеваются, и он зря так долго висел на телефоне. Мало у кого на такое осознание бывает спокойная реакция, чаще преступники выходят из себя, ведь по сути вы не просто заставили ждать, но и поменялись ролями.
Если входящий звонок от него производился с обыкновенного 11-значного российского мобильного номера, можно воспользоваться предоставляемой многими мобильными операторами услугой — звонок за счет собеседника, чтобы перезвонить мошеннику и вновь поставить на удержание. Хотя, данный способ эффективнее работает с представителями недобросовестных компаний, навязывающих товары, потому что они обязаны отвечать на входящие.
Другой вариант того же способа — сделать вид, что вы нашли документы и карту, и просто назвать мошеннику неверные, взятые из головы наугад реквизиты. Когда у того не получится провести по ним операцию с вашей картой, можно заявить, что вы, наверное, ошиблись где-то с цифрой и продиктовать совсем другие, также выдуманные, цифры. На это потребуется потратить больше времени, но зато вы сможете наблюдать за реакцией преступника, понимающего, что вы водите его за нос.
Психолог объяснила, как себя вести, если вам звонят с незнакомого номера, провоцируя на определенные ответы. Ранее в СМИ и соцсетях появилась очередная страшилка, что, дескать, если звонят с незнакомого номера и задают невинные на первый взгляд вопросы, нельзя отвечать «да» и «я согласен/согласна».
Федеральное агентство новостей сообщало, что пользователи социальных сетей жалуются на новую разновидность странных телефонных звонков, похожих на мошенничество или спам. Людям звонят под видом социологических служб или каких-то фирм и задают невинные на первый взгляд вопросы, требующие подтверждения. При этом звонящие явно пользуются где-то добытыми базами данных: если звонок по стационарному телефону, они обычно правильно называют номер дома и квартиры, а также имя, отчество и фамилию того, кто там прописан.
Вот примеры вопросов:
— Это квартира номер такой-то?
— Я беседую с (условным) Иваном Ивановичем Ивановым?
И так далее.
Если звонящие называют себя представителями социологической службы, они под видом опроса просят согласиться с каким-либо утверждением, с которым, как правило, трудно не согласиться. Условно говоря: «Согласны ли вы с тем, что пенсии неплохо бы увеличить?»
(Отметим, на возможность «поговорить» чаще клюют именно пожилые люди, которые бывают и доверчивы, и разговорчивы. Судя по всему, звонки рассчитаны именно на такую категорию абонентов.)
Согласно предупреждениям из Интернета, требование обязательно сказать «да» или «я согласен» может оказаться незаконным сбором биометрической информации, в данном случае образца голоса, что потом может быть использовано в мошеннических целях: например, от вашего имени переведут деньги или оформят какую-либо покупку. Никаких подтверждений реальности этих страшилок пока нет, но, по мнению психолога Марии Игнатьевой, как говорится, береженого бог бережет, и подстраховаться стоит.
В комментарии ФАН Мария дала несколько советов, как обезопасить нежелательные контакты, в том числе пожилых родственников, с чересчур любопытными абонентами.
«Во-первых, сразу дам совет: постарайтесь свести к минимуму беседы с теми, кто звонит не только якобы от имени каких-то банков (это явно мошенники), но и в менее явных случаях, когда вы чувствуете, что вас пытаются развести на деньги, — отметила психолог. — Предложения от имени «завода-изготовителя» «проверить ваши пластиковые окна», от имени условного «водосбора» проверить счетчики воды, провести бесплатное обследование в каком-то якобы работающем «по городской программе» медицинском центре — все это должно вас сразу насторожить».
По словам эксперта, за всеми этими предложениями, которые нередко озвучивают по телефону требовательным, не терпящим возражений тоном, с высокой долей вероятности скрываются мошенники, либо это агрессивная реклама, которой не все могут противостоять.
«Советую в таких случаях сразу класть трубку, а номер вносить в черный список, — говорит специалист. — Ну, а если вы готовы немного пообщаться, советую в разговоре сразу занять наступательную позицию. Не зря говорят: «Лучшая защита — это нападение».
Вас спрашивают: «Это квартира такая-то?» — напористо отвечаете: «А, собственно, откуда у вас эта информация? Где вы ее получили?»
Вас спрашивают: «Вы Марья Ивановна Иванова?» — не менее напористо отвечаете: «Назовите сначала ваши имя, отчество и фамилию».
И так далее. По собственному опыту знаю, что телефонные мошенники чрезвычайно чувствительны к интонации и, как только понимают, что не на того напали, сами стараются побыстрее прервать разговор».
Особенно хорошо на мошенников действует жесткое требование указать, откуда они черпают информацию, отметила психолог.
Главная проблема в таких случаях с пожилыми родственниками, которых можно взять на испуг, предупреждает собеседница ФАН.
«Если у вас есть пожилые родители, которые склонны с доверием относиться к информации, которая им кажется официальной, постарайтесь максимально контролировать их телефонное общение, — посоветовала Игнатьева. — Если без стационарного телефона не обойтись, советую поставить определитель номеров и ежедневно пробивать по Интернету все незнакомые номера, с которых звонили в квартиру в ваше отсутствие».
«Ну и, конечно, лучше держать руку на пульсе, когда ваши немолодые родственники совершают какие-либо финансовые операции, самостоятельно посещают частные медицинские центры и так далее. Также стоит их проинструктировать, чтобы они без четкой предварительной договоренности, о которой вы в курсе, не открывали никому в ваше отсутствие дверь», — посоветовала психолог.
Захотел перезвонить? Плати!
Пока люди пользуются сотовой связью и платят за неё деньги, мошенникам будет чем поживиться. Практически каждый месяц они придумывают новые виды «разводов» по телефону, потому что обычным — «Мама, ваш сын попал в аварию, ему срочно нужны 100 тысяч на операцию» — уже мало кого удивишь и разжалобишь. Абоненты, наученные горьким опытом соседей и друзей, задают наводящие вопросы и ставят злоумышленников в тупик. Да и сами аферисты уже меньше пользуются этой схемой, так как при вычислении им может грозить не только штраф, но и реальное лишение свободы.
Доказать вину мошенника гораздо проще, когда он совершает «входящий» звонок, при «исходящем» вызове сделать это практически невозможно, ведь человек сам набирает обманщику и тем самым проявляет «заинтересованность» в беседе. Именно поэтому жулики стали использовать новые схемы обмана, рассчитанные на деловых и любопытных людей, коих в России немало. А действуют они так: человек или специально запрограммированная система набирает номер телефона и после первого же сигнала «бросает трубку». Гражданин, которому звонили, видит на экране мобильника пропущенный вызов от неизвестного абонента и перезванивает. Но вместо живого голоса слышит рекламное объявление, за каждую минуту которого с его счёта списывается определённая сумма денег.
Бывает и так, что, перезванивая, человек слышит не раздражающий автоответчик, а приятный женский голос. Он очень нежно предлагает продолжить общение и познакомиться поближе. Но, несмотря на всю доброжелательность тона, за ним кроется коварство. За каждую минуту такой «приятной» беседы придётся расплатиться средствами на балансе.
Поговорить с обаятельной дамой, а потом лишиться денег можно и при других обстоятельствах. Например, если на телефон пришло милое сообщение: «Любимый, на моём телефоне деньги закончились, перезвони на этот номер… Твоя Киса». А дальше по той же схеме: чарующий голос и дорогой тариф с поминутной оплатой.
«Ты хоть понимаешь, с кем связался?»
Ещё один популярный вид «развода» — угрозы и оскорбления. В этом случае мошенники рассчитывают с помощью нецензурной лексики и запугиваний вывести человека из себя, да так, чтобы захотелось перезвонить и отомстить обидчику. Если жертва попадает в ловушку и набирает неизвестный раздражающий номер, то тут же оказывается без средств на балансе. Ответит ей, конечно же, не крутой мужик, который всячески доставал и хамил, а автоответчик с рекламой или даже агентство юридической помощи населению.
Так было с пользователем под ником arxi89, опубликовавшим историю собственного «развода» на форуме в интернете. Парню поступил звонок от неизвестного номера. Только он взял трубку, как услышал: «Аллё, ты когда мне деньги отдашь? Ты мне ещё вчера обещал принести, а сегодня уже проценты капают. Ты хоть понимаешь, с кем связался?» Все попытки выяснить, кто звонит, проваливались, потому что «браток» отказывался отвечать на вопросы, а лишь матерился и твердил, что долги необходимо возвращать. После завершения разговора молодой человек посмотрел телефонный номер в интернете. Однако единственное, что ему удалось выяснить, — это регион, в котором была куплена сим-карта, и сотовый оператор абонента.
«Перезваниваю, слышу какую-то мелодию, затем трубку берёт девушка: «Юридическая помощь населению, меня зовут Анна, чем могу помочь?» Вызов я сбросил. И тут-то всё стало на свои места: тебе звонят, угрожают, бросают трубку, а перезвонить-то хочется, может, поругаться или выяснить, кому чего «должен», а тут тебе «юридическая помощь», да ещё помочь готовы, а деньги-то за вызов капают… Мой звонок длительностью 7 секунд отминусовал с баланса 17 руб.», — написал arxi89.
Страдальцы и фальшивые кроссворды
Попасть в лапы к мошенникам можно не только от любопытства, но и от добросердечности. Если на улице подошла несчастная девушка и, заламывая руки и утирая слёзы, рассказала печальную историю о том, как её бабушка угодила в больницу, а предупредить семью она не может, потому что батарея на телефоне села. Ну как тут не помочь? Расчувствовавшийся человек даёт бедняжке позвонить, а та, в свою очередь, специально набирает платный номер подельника. Они беседуют, а платит за это благожелатель.
Также нужно быть осторожным с объявлениями в интернете. Некоторые из них могут оказаться обманками. Злоумышленники на правах предпринимателей берут себе в аренду платный номер, а в Сети размещают заманчивые объявления о продаже дешёвых квартир, машин или телефонов. Когда поступает звонок, они просят потенциальных «покупателей» повисеть пару минут на линии, якобы проверяя товар по базе. Через некоторое время мошенники объявляют, что желаемой вещи нет в наличии, и кладут трубку. А дальше — как всегда: 10 минут разговора — минус 200 рублей на балансе.
Пытаются наживаться на исходящих звонках не только частные лица да мелкие конторы, но и телевизионные программы. Наверняка многие видели, как пышногрудая тараторящая ведущая даёт элементарное задание: вставить в слово «подсолн_х» пропущенную букву или же переместить одну спичку так, чтобы получилась нужная цифра. А зрители сидят у телевизоров и недоумевают, почему за полчаса ещё никто не отгадал сию загадку. Решают, что они самые умные, и набирают злополучный номер, указанный на экране, в надежде заполучить приз. Но не всё так прозрачно: пока люди «висят» на линии и ждут ответа оператора, баланс на телефоне уменьшается.