Содержание
Михаил Барщевский
Михаил Юрьевич Барщевский. Родился 27 декабря 1955 года в Москве. Российский юрист, политический и общественный деятель, писатель, телеведущий. Полномочный представитель Правительства Российской Федерации в высших судебных инстанциях, доктор юридических наук, Заслуженный юрист Российской Федерации (2007). Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса (2002). Знаток телеклуба «Что? Где? Когда?».
Михаил Барщевский родился 27 декабря 1955 года в Москве.
Отец — Барщевский Юрий Дмитриевич (1923-1993), юрист.
Мать — Барщевская Эрика Залмановна (1929-2000), актриса.
Дядя — Роман Мохортов (1930-2001), депутат.
В 1973 году окончил английскую спецшколу № 29 на ул. Кропоткинской. Учился средне.
В 1969 году вступил в комсомол.
В 1973-1979 годах работал юрисконсультом на Московском маргариновом заводе.
В 1978 году окончил Всесоюзный заочный юридический институт.
С 1980 года — адвокат Московской городской коллегии адвокатов.
В 1982 году защитил кандидатскую диссертацию в Институте государства и права АН СССР. Проходил стажировку в западных юридических фирмах «Milbank, Tweed, Hadley & McCloy» (США) и «Bureau Ricchi» (Франция).
Член КПСС с 1983-го по август 1991 года.
Михаил Барщевский в молодости
В 1990 году создал и возглавил первую в России частную адвокатскую юридическую фирму — «Московские юристы», которая в 1993 году была преобразована в адвокатское бюро «Барщевский и партнёры».
С 1993 года работал юристом «Общей газеты». В 1997 году стал доктором юридических наук. Был адвокатом Анатолия Чубайса по «Делу писателей». Член координационного совета Московского отделения избирательного блока «Вся Россия» в 1999 году.
В 2000 году присвоено учёное звание профессора Московской государственной юридической академии.
В 2001 году добровольно отказался от статуса адвоката в связи с переходом на государственную службу, статус адвоката был приостановлен. 12 марта 2001 года назначен полномочным представителем Правительства России в Конституционном суде Российской Федерации. 26 июля 2001 года стал полномочным представителем Правительства России в Конституционном суде Российской Федерации, Верховном суде Российской Федерации и Высшем арбитражном суде Российской Федерации (суд был упразднён в 2014 году).
С декабря 2006 года член партии «Гражданская сила». 23 сентября 2007 года на её VIII съезде был избран Председателем Высшего совета партии и оставался на этом посту до октября 2008 года, когда он объявил об уходе из политики и уступил свой пост председателю генсовета общественной организации «Деловая Россия» Борису Титову.
27 октября 2012 года, на съезде политической партии «Гражданская платформа», избран в её федеральный гражданский комитет. 13 марта 2015 года ушёл из партии.
С 12 января до весны 2004 года Михаил вёл телепередачу «Час суда» параллельно с Павлом Астаховым. Вынужден был уйти после крайне низких рейтингов. Его сменила Татьяна Устинова.
До 26 мая 2012 года являлся ведущим передачи Dura Lex на радиостанции «Эхо Москвы», где продолжает появляться в передаче «Особое мнение».
Активный участник игр «Что? Где? Когда?». С 21 мая 1994 года по 30 декабря 2000 года следил за соблюдением правил, выступал также в качестве защитника интересов знатоков. С 19 мая 2001 года по 26 декабря 2009 года являлся «Хранителем традиций» Элитарного Клуба «Что? Где? Когда?».
В 2002 году стал знатоком в игре. 28 ноября 2015 года сборная команда Ольги и Михаила Барщевских выиграла игру за столом в качестве знатоков, обыграв телезрителей со счётом 6:4 (2 очка получила команда, капитаном которой была Ольга Барщевская, 2 очка знатокам принесла команда Елены Потаниной, ещё 2 очка — первая команда, но в которой Ольгу Барщевскую на посту капитана сменил Михаил Барщевский). В состав команды входили Владимир Верхошинский (защитник интересов телезрителей), Григорий Гусельников («Хранитель традиций»), Сергей Новиков (защитник интересов знатоков) и два гостя Клуба, Халил Аликулов и Филипп Кудряшов.
Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса (2002).
Заслуженный юрист Российской Федерации (2007).
Лауреат Золотой медали имени Плевако, вручаемой Гильдией российских адвокатов.
Академик общественных академий — РАЕН и Российской академии адвокатуры.
Имеет государственные награды: Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (22 августа 2015 года) — за заслуги в укреплении законности, защите прав и интересов граждан, многолетнюю добросовестную работу; Орден Почёта (29 июня 2010 года) — за заслуги в законотворческой деятельности и многолетнюю добросовестную работу.
Михаил Барщевский
Личная жизнь Михаила Барщевского:
Женат. Супруга — Ольга Имануиловна Баркалова, окончила Московский институт иностранных языков и юридический факультет МГУ, кандидат филологических наук, доктор исторических наук, преподавала в Московской государственной юридической академии.
В браке в 1977 году родилась дочь Наталия, окончила юридический факультет МГУ, кандидат юридических наук, адвокат. Замужем за Кириллом Мещеряковым. Имеет детей.
Также пара воспитывает приемных детей — двойняшек Дарью и Максима (2005 года рождения).
Михаил Барщевский и жена Ольга
Михаил Барщевский с женой и приемными детьми
Михаил Барщевский и дочь Наталия
20 мая 2018 года Михаил Барщевский перенёс инфаркт и был госпитализирован в московскую клинику.
Фильмография Михаила Барщевского:
2006 — Служба 21, или Мыслить надо позитивно — преподаватель уголовного права
2009 — Свои чужие дети (документальный)
Библиография Михаила Барщевского:
«Большая юридическая энциклопедия»
«Домашняя правовая энциклопедия»
«Наследственное право»
Рассказы:
«Игрок»
«Конкурс»
«Пять писем, антикомедия»
«Праведник»
«Гуси-голуби»
«Проститутка»
«Последняя любовь»
«Авторы»
«Судья»
«Эпикриз»
«Служба»
«Училище»
«Письмо олигарха»
«Свалка»
«Счастливы неимущие»
Романы:
«Защита против, или Командовать парадом буду я!»
«Лёд тронулся»
Пьесы:
«У перекрёстка»
Юридические справочники:
«Ваш адвокат М. Барщевский»: «Всё о недвижимости»
«Всё о пенсиях и льготах»
«Всё о правах подозреваемого и обвиняемого в уголовных делах»
Вопрос 1:
Можно сказать, что один из романов Жюль Верна начинается с НЕЁ, найденной в желудке акулы. Согласно одной переделанной на юморной лад песенке, определённые человеческие отношения также начинаются с НЕЁ. Назовите же ЕЁ.
Ответ: бутылка.
Вопрос 2:
В одной из русских летописей записано, что в 1028 году князь Глеб Святославович измерил расстояние между Крымом и Таманским полуостровом. Если вы догадаетесь, в каких единицах было измерено расстояние, то без труда через минуту назовёте месяц, в который он мог это сделать.
Ответ: Декабрь, январь, февраль.
Комментарии: Дело было зимой. Пролив замерз и князь Глеб ножками (а не локотками) прошел по необходимому маршруту и посчитал шаги.
Вопрос 3:
Великий реалист Хемингуэй говорил: «Все истории, если рассказать их до конца, заканчиваются…» Чем они заканчиваются?
Ответ: Смертью. Вот такой реалист.
Вопрос 4:
В Византийской империи в раннюю эпоху до VII века включительно существовал 21 вид прямых налогов: поземельный налог, подушная подать и т.д. Был среди них и такой: если при строительстве здания оно превышало заранее установленные размеры, то взимался штраф, получивший название «налог на …». На что?
Ответ: Налог на воздух.
Вопрос 5:
На одной из первых послевоенных автомобильных выставок в Лондоне был выставлен представительский советский автомобиль ЗИС-110. Устроители выставки долго ломали голову к какой категории отнести этот автомобиль и в конце концов ввели категорию специально для него. Эта категория называлась «Супер комфортабельный…» Назовите последнее слово?
Ответ: Грузовик.
Вопрос 6:
Один из них получил прозвище за выдающуюся черту характера, другой – за уникальные интеллектуальные способности, а третий — за большой жизненный опыт. Назовите всех троих.
Ответ: Трус, Балбес, Бывалый.
Вопрос 7:
В Древнем Египте это делали из фиников, в Древней Руси – из кленового сиропа, сахара, патоки и меда, а в Европе вместо них использовали засахаренные фрукты, если вы догадались, что это, то легко вспомните имя того, кто лишился этого из-за «Человеческой жадности до чужого добра». А напишите его имя.
Ответ: Печкин Игорь Иванович.
Вопрос 8:
Вы хорошо знаете, что возраст 37 лет – роковой рубеж в жизни поэтов. Василий Андреевич Жуковский прожил дольше, но 37 лет стали переломным рубежом в его жизни. Процитируйте известную прозаическую строчку, написанную Жуковским в этом возрасте.
Ответ: «Победителю ученику от побежденного учителя».
Вопрос 9:
«Романский ритуал», так называется 84-страничный сборник наставлений по изгнанию дьявола, который выпустило издательство Ватикана взамен прежнего, датированного 1614 годом. Главное отличие от средневекового предшественника состоит в том, что сборник настоятельно рекомендует священникам, берущимся за изгнание сатаны проконсультироваться у специалистов, прежде чем приступать к работе. У кого должны проконсультироваться священники?
Ответ: У психиатров (у врачей).
Вопрос 10:
Летним утром 1996 года около 1.5 миллионов человек заполнили улицы Лондона – они передвигались пешком, на велосипедах, мотоциклах. А у кого в этот день была забастовка?
Ответ: у работников метро.
Вопрос 11:
Уильям Дампир (1652-1715) ученый, исследователь, совершил три кругосветных путешествия, сделал множество географических открытий и гидрологических исследований. Его имя носят архипелаг, остров, мыс, проливы. Автор трех книг. Член Британской академии наук. Каков был основной источник финансирования его путешествий и исследований?
Ответ: Пиратство.
Вопрос 12:
Роберт Льюис Стивенсон говорил, что даже если бы он писал книги до скончания века, то все равно не смог бы сравниться со своими предками по важностью услуг, оказанных человечеству. А что строили его предки в течение нескольких поколений на ИЗРЕЗАННОМ побережье Шотландии?
Ответ: маяки.
Вопрос 13:
Пожалуйста, будьте предельно внимательны Владимир Даль писал, что это слово происходит из северных территорий России и означает «всё, что не живёт человеком, что живёт без души и плоти, но в виде человека: домовой, полевой, водяной, леший, русалка, кикимора». Также Даль приводит по этому поводу поговорку: «В нежилом доме нечисто. В нежилом доме одна (слово пропущено)». Что же это за слово?
Ответ: нежить.
Вопрос 14:
Тому, что этот налог в средневековой Франции считался самым тяжким, способствовали три обстоятельства. Во-первых, выполнение большинством населения тяжелой физической работы. Во-вторых, позднее открытие консервирования (его открыл Аппер только в начале XIX века). В-третьих, наличие у большинства французских бедняков коз вместо коров. Что это за налог?
Ответ: На соль.
Автор(ы): Борис Бурда
Источник(и): Все началось с десятины. М., издательская группа «Прогресс», «Универс», 1992, с.280.
Комментарии: Тяжелая работа – интенсивный солевой обмен, мясо приходилось солить, а козу обязательно подкармливать солью.
Вопрос 15:
Зачем в 1922 году германские чиновники ежемесячно приходили на работу с бельевыми корзинами?
Ответ: Чтоб унести месячное жалованье, ибо в результате чудовищной инфляции оно только в бельевых корзинах и умещалось.
Автор(ы): Борис Бурда
Источник(и): Все началось с десятины. М., издательская группа «Прогресс», «Универс», 1992, с.322.
Вопрос 16:
Герой рассказа Шарля Бодлера «Галантный стрелок» сделал несколько выстрелов, пытаясь убить это. Это же, согласно телерекламе, является главным продуктом при изготовлении хорошо выдержанного шотландского виски. Что же это?
Ответ: время
Автор(ы): Марк Ленивкер (Дортмунд, Германия)
Источник(и): 1. Ш.Бодлер «Галантный стрелок»;
2. Реклама «Scotch Whisky» на немецком телевидении
Вопрос 17:
Покидая пост представителя Франции в ООН в марте 2000 года, Ален Дежамме оставил преемнику брошюрку, которая может помочь дипломату не уронить лицо своей страны и свое собственное реноме. В брошюрку вошли результаты сравнения различных помещений здания ООН по 20-балльной системе. Все помещения ранжированы от «неблагоприятных» до «исключительно удобных». На первом месте оказался офис французской делегации, на втором – ООНовская библиотека периодики. Для чего же благоприятны эти помещения?
Ответ: Для сна.
Автор(ы): Дмитрий Борок (Самара, Россия)
Источник(и): 1. Газета «Известия». 2000. 14 апреля, с. 5, статья «Легче скрыться в библиотеке».
2. Мэлор Стуруа «Где и как покемарить в ООН»: http://www.ng.ru/style/2000-06-22/16_sweet_dreams.html
Вопрос 18:
Уважаемые знатоки, послушайте анекдот. На уроке богословия детям дано задание нарисовать святую троицу. Мальчику не хочется рисовать троицу, и он рисует самолет. Подходит священник и спрашивает: «Ну и где же здесь святая троица?» – «А они в самолете летят. Вот в иллюминаторе видно: Бог-отец, Бог-сын, Святой Дух». – «А тогда кто впереди?» – «А это…» Воспроизведите ответ мальчика, назвавшего несколько измененное имя известного исторического персонажа.
Ответ: «А это Понтий-пилот!»
Автор(ы): Борис Шойхет (Франкфурт-на-Майне, Германия)
Источник(и): http://www.anekdot.ru/000719.htm
Вопрос 19:
Тренер Михаила Таля рижанин Александр Кобленц был большой оригинал. После сеансов одновременной игры он нередко пел для побежденных им шахматистов. Неаполитанские романсы удавались ему отлично, а вот русским языком он владел не в совершенстве. Однажды, исполнив романс «Зачем ты тогда зарделась в тишине?», он сорвал бурю оваций. Когда же Кобленцу объяснили причину его успеха, он спокойно возразил, что такого слова в русском языке нет, и никогда не было, так что спел он правильно. Как именно прозвучала строчка романса в его исполнении?
Ответ: «Зачем ты тогда РАЗДЕЛАСЬ в тишине?»
Автор(ы): Елена Орлова (Москва, Россия)
Источник(и): газета «Известия». 2000. 7 октября.
Вопрос 20:
Когда Гершвин начал работу над балетом «Американец в Париже», ему, как оказалось, не хватает этого типично парижского музыкального инструмента, который бы создавал ощущение парижских улиц. Он и его друг Александр Тансман выследили и украли это в количестве четырех штук, что помогло Гершвину в написании балета. Что же они украли?
Ответ: Таксистские рожки-гудки.
Вопрос 21:
Лет 150 назад лондонские мусорщики делили все отходы на две части, одна из которых могла превратиться в компост, а другая – нет. Какими очень известными сегодня терминами они называли каждую из этих частей мусора?
Ответ: «Софт» и «хард».
Автор(ы): Андрей Терешко (Минск, Беларусь)
Источник(и): Журнал «Компьютерра». 2000. 12 сентября. N 31, с. 14.
Комментарии: Более точно – (все, что годится для компоста) и (металлолом, битая посуда и т.п.)
Вопрос 22:
Недавно в собрании одного коллекционера мне пришлось видеть особые часы – каретные. Они устроены таким образом, что при определенной настройке отбивают не только часы, но и минуты – естественно, другим тоном. Для чего же наши предки встраивали в каретные часы такой механизм?
Ответ: Чтобы в полумраке кареты определять время на слух
Вопрос 23:
Известный композитор Никита Богословский знаменит еще и своим остроумием. Как-то раз в разговоре о бедности отечественного здравоохранения он заметил: «Наши люди могут одновременно заболеть золотухой, желтухой, краснухой, синюхой, белой горячкой и черной оспой. А денег хватит только…» На что?
Ответ: На зеленку
Вопрос 24:
Виктор Миллс умер в 1997 году в возрасте 100 лет. Журнал «Деньги» пишет о нем так: «Почему он не стал называть свое гениальное изобретение собственным именем, вполне понятно. Но не будь он так брезглив, дети всего мира узнавали бы его имя одновременно со словами «папа» и «мама». Известное нам название этого изобретение образовано от английского глагола «баловать». О каком изобретении идет речь?
Ответ: Памперсы.
Автор(ы): Елена Орлова (Москва, Россия)
Источник(и): Журнал «Деньги» 1999. 1 сентября
Вопрос 25:
Опрос и наблюдения показали, что 42 процента жителей Рима и других крупных итальянских городов с их узенькими улочками и оживленным движением начинают почти каждое утро с поисков. Что же они ищут?
Ответ: Собственный автомобиль, который оставили на ночь
Вопрос 26:
В «Жизнеописаниях византийских царей» повествуется о стратеге Вардане, потерпевшем поражение. Бежав, он пребывал в огорчении и решил «снять красу головы своей». Что же он намеревался сделать.
Ответ: постричься (в монахи).
Вопрос 27:
На стене одной маленькой часовни в Киеве золотыми буквами были выгравированы такие строки:
Славьте, поэты,
Эйнштейна и Нобеля.
Поставьте Марию Кюри
В изголовье.
Черные лебеди
Летят над (слово пропущено),
Черные лебеди
С белою кровью.
Вставьте пропущенное слово.
Ответ: Чернобылем.
Вопрос 28:
Сможете ли Вы найти ее? В одном из романов Александр Казанцев написал, что она «… подобна тени. Когда к ней приближаешься, она удаляется. Когда от нее бежишь, она следует за тобой». Назовите ее.
Ответ: Женщина.
Вопрос 29:
В Европе гонения на них прекратились только после Тридцатилетней войны. До этого здесь преобладало представление о них, как о чем-то жутком и демоническом. Тысячи их умирали в огне костров инквизиции. В церковных проповедях того времени говорилось: «Дыхание, которое проходит сквозь ее кожу, — это чума, и если она пьет воду и слезинка упадет с ее глаз, то источник будет отравлен: каждый, кто из него напьется, неизбежно умрет». Если вы догадались, о чём идёт речь, то без труда назовёте особенность той из них, которая происходит родом с острова Мен.
Ответ: Отсутствие хвоста.
Вопрос 30:
Цитата из поэмы «Неистовый Роланд» итальянского поэта XVI века Ариосто:
«Созданье адское. С тех пор
Как стало ты известно,
Война не славу, а позор
Разносит повсеместно.
Теперь ни доблести в войне,
Ни мужества не видно:
В ней торжествует наравне
Герой и трус бесстыдный!»
Как Вы думаете, о ЧЕМ же эти поразительные строки?
Ответ: Об огнестрельном оружии.
Вопрос 31:
В одном метеорологическом центре стоял компьютер, в который дежурный метеоролог вводил уровень осадков в дюймах. Когда он ввел значение, в сто раз превышающее среднесуточный уровень осадков, компьютер предложил создать то, что было создано гораздо раньше. Что именно?
Ответ: Ноев ковчег.
Вопрос 32:
В рассказе Мора Маркуса описывается фантастический мир, в котором у всех людей синяя кожа. Однажды кожа героя рассказа начинает приобретать зеленоватый оттенок. Ответьте точно, что с ним стряслось?
Ответ: заболел желтухой.
Вопрос 33:
Бенджамин Франклин отмечал: «Электрическая жидкость имеет с ЭТИМ следующее сходство: дает свет, ломаное направление, быстрота движения, создание шума». С чем же он ее сравнивал?
Ответ: с молнией.
Вопрос 34:
Официальные приемы королевы Елизаветы II в Великобритании начинаются с оглашения ее официального британского титула. Иногда начинают также перечислять ее заморские титулы, почетные академические и военные звания
и так далее. В каких случаях это делают?
Ответ: когда королева опаздывает.
Комментарий: список титулов и званий королевы настолько велик, что полное его прочтение может занять до получаса.
Вопрос 35:
Карикатура в «Бесэдере». Два цыпленка, только что появившихся на свет, пристально смотрят друг на друга. Один задает другому вопрос из двух слов. Воспроизведите его.
Ответ: Чего вылупился
Вопрос 36:
Мы знаем ее под именем, вместившимся на афише. На самом деле эту актрису зовут ЕкатеРИНОЙ, а о своей последней роли в знаменитом сериале она сказала: «Мне впервые приходится играть мебель». Назовите эту роль.
Ответ: Миссис Хадсон (Рина Зеленая, «Приключения Шерлока Холмса»).
Пояснительная записка
При выборе форм внеурочной деятельности в старших классах следует отдавать приоритет основанным на активном, личностном участии ребят в подготовке и проведении мероприятий. Такими формами являются проекты (социальные, исследовательские и др.), квесты, деловые и интеллектуальные игры, дебаты, заседания дискуссионного клуба.
Интеллектуальная игра использует групповую форму организации деятельности учеников, что способствует формированию коммуникативных компетенций, умения работать в команде, согласовывать интересы. Самостоятельная подготовка к игре способствует развитию организационных компетенций. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, формируется логическое мышление. Игра-викторина вносит элемент состязательности, ставит учащихся в условия поиска. В ней есть задачи и трудности, которые нужно преодолеть, а значит и радость открытия, и ощущение преодоленного препятствия.
Современные условия образовательной деятельности позволяют сочетать продуктивные традиционные формы викторин и ИКТ-технологии, которые визуализируют игровой процесс.
Так как учащиеся 10-11 классов уже хорошо знакомы со структурой и содержанием глав Конституции РФ, нет смысла формировать вопросы подобным образом: «Кто является источником власти в РФ», «Кто осуществляет законодательную власть в нашей стране» и т.п. Задания для старшеклассников должны быть построены так, чтобы обучающиеся не только продемонстрировали знания Основного закона государства, но и экстраполировали знания, полученные при изучении обществознания и других школьных дисциплин, при знакомстве с материалами СМИ и т.п. Важным является и то, что вопрос должен был познавательным, т.е. из него можно было бы извлечь интересную и нужную новую информацию.
Викторина построена по типу телевизионной игры команды знатоков против команды телезрителей (игра «Что? Где? Когда?»). Некоторые вопросы данной викторины не имеют прямой ссылки на статьи Конституции, но они обязательно касаются конституционного права РФ.
Игра предназначена для двух команд, для них есть «табло» счета игры. В зависимости от того ответила команда или нет, необходимо щелкнуть по желтому или синему квадрату в нижнем углу игрового поля. Желтое поле – цвет команды знатоков, синее – их противников. На «табло» в верхней части поля изменится счет. Кроме того, каждый вопрос имеет «цену» – количество баллов в зависимости от сложности вопроса. Можно использовать для определения победителя и другой вариант – подсчет баллов (если команд больше одной, то для определения результатов игры подходит только этот способ).
Цель мероприятия – формирование у старшеклассников гражданской идентичности посредством изучения Конституции России.
Задачи:
- содействовать актуализации знаний о развитии конституционализма в России;
- способствовать формированию правосознания, правовой культуры обучающихся, их уважения к Основному Закону страны, к главным государственным символам, преодолению правового нигилизма;
- формировать чувство гордости за историю страны и ее выдающихся людей;
- формировать понимание сущности и воспитывать необходимость принятия обучающимися таких ценностей, как ценность человеческой жизни, свобода, равноправие и достоинство людей;
- способствовать формированию опыта гуманных отношений с окружающими, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности;
- развивать коммуникативные умения, способствующие работе в группах, умение организовывать учебное сотрудничество, учитывать различные мнения, находить общее решение.
Форма организации деятельности детей – работа в команде.
До начала проведения викторины учащиеся формируют команды. Можно заранее обозначить охват материала, необходимого для подготовки. Проводится инструктаж, разъясняющий правила игры. Раздаются листы, на которых команды будут писать ответы.
Инструкция по применению презентации
- Как и в телевизионной версии игры, вопросы находятся в разложенных на столе «конвертах». Для первого и второго раунда представлены различные игровые поля, каждое включает 12 вопросов.
- Для запуска стрелки необходимо щелкнуть по рабочему полю.
- После остановки стрелки щелкнуть по рабочему полю еще раз («конверт» должен быть «закрыт» красным кругом).
- Перейти по гиперссылке к слайду с вопросом. Для этого нажать на красный круг.
- Зачитать вопрос.
- Определить время для обсуждения вопросов командами (1 минута или по 20 секунд для трех частей «блиц»).
- Через отведенное время команда должна предоставить ответ (в письменном виде) жюри.
- Правильные ответы на задания появляются в всплывающем окне на каждом слайде (щелкнуть) и зачитываются учителем, проводящим викторину.
- Учащиеся могут дать краткий ответ, но учитель зачитывает ответ полностью, чтобы ученики получили новую информацию.
- После того, как прозвучал ответ, необходимо вернуться на игровое поле.
- Между двумя раундами игры перерыв 2-3 минуты, для промежуточного подсчета баллов.
Если не запускаются видео – и аудио файлы, их необходимо заново вставить в презентацию
Виды вопросов
Блиц. Кроме обычных вопросов, для обсуждения которых дается минута, есть «блиц-вопросы». Такой вопрос состоит из трех более простых вопросов, задаваемых подряд, на каждый из них команда имеет лишь 20 секунд. Команда получает очко при трех правильных ответах.
Мультимедийные вопросы. Это вопросы, заданные с помощью видео– или аудиозаписи
Вопрос «с предметом». Команде показывается предмет, который содержит какую-либо информацию, затем задается вопрос.
Вопрос «с чёрным ящиком». Требуется ответить, что находится в черной «шкатулке» перед игроками.
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя
12 декабря – День Конституции Российской Федерации.
Основной Закон страны утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа России не только как общепризнанные ценности, но и как юридические понятия. Права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – важнейшая обязанность государства.
Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя, политические и юридические особенности устройства нашего государства. Она является ядром всей правовой системы России и определяет смысл и содержание других законов.
Знание Конституции РФ необходимо каждому гражданину нашей страны, и особенно для вас, подрастающего поколения, в руках которого будущее нашей страны.
Интересные факты о Конституции 1993 года
- Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, состоит из преамбулы, 2 разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений.
- История рождения новой Конституции продолжалась 3,5 года, 42 месяца или 168 недель.
- У Конституции РФ было более 1000 авторов.
- В период с ноября 1991 года по декабрь 1992 года в Конституцию было внесено более 400 поправок.
- В Конституции РФ нет иноязычных выражений типа «спикер», «парламент», «сенаторы», «импичмент».
Сегодня мы предлагаем продемонстрировать, насколько хорошо вы знакомы с содержанием и особенностями Основного закона РФ, государственными символами России, историей конституционализма в нашей стране.
Представление команд и жюри
Вопрос 1
Конституционные нормы о труде по Конституции СССР 1977 г. и Конституции РФ отличаются.
Статья 40. Граждане ССР имеют право на труд, – то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда.
Выдержка из Конституции СССР 1977 года
Статья 37. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Выдержка из Конституции РФ 1993 года
Чем еще отличаются конституционные нормы о труде по Конституции СССР и Конституции РФ?
Ответ. В статье 60 Конституции СССР труд записан обязанностью граждан
Вопрос 2
Как связаны Конституция РФ и космос?
Ответ. В 1999-м и 2005 годах экземпляры Конституции России побывали в космосе. Один экземпляр находился на станции «Мир», а другой — на борту МКС. Общая длительность этих «полётов» главного закона страны составила 329 дней. 4 апреля 1999 года грузовой корабль «Прогресс М-41» доставил её космонавту Сергею Авдееву: он планировал получить юридическое образование. В 2005 году вместе с Конституцией Евросоюза Конституция России отправилась на борт МКС (принимается краткий ответ: Конституция дважды побывала в космосе)
Вопрос 3
«Внимание, предмет!»
Рассмотрите внимательно избирательный бюллетень 1984 г. используемый на выборах депутатов Совета Союза Верховного Совета СССР.
Какой принцип демократических выборов был нарушен?
Ответ. Наличие альтернативных кандидатов
Вопрос 4
В Российской Федерации существует «Экземпляр № 1» Конституции. Что это за экземпляр?
Ответ. Президент Российской Федерации приносит присягу на экземпляре № 1 Конституции, произнося текст, который закреплен в статье 82.
«Экземпляр № 1» основного закона страны сделан из тончайшей кожи (варана) красного цвета, на обложке – накладной серебряный герб России и тисненая золотом надпись «Конституция России». Хранится так называемое инаугурационное издание Конституции в библиотеке главы государства в Кремле, и покидает ее стены только для процедуры вступления в должность президента (принимается краткий ответ: на этом экземпляре приносит присягу президент)
Вопрос 5
«Черный ящик»
В России это слово появилось в 17 веке и означало сопроводительную грамоту для послов. Обладатели ее получали большие привилегии – принимающая сторона обязана была всячески поддерживать их. Лет через сто его стали иметь крестьяне; тех кто не имел, иначе беглых, власти ловили и возвращали помещикам. В конце 19-начале 20 вв. он стал разнообразным – бессрочным и временным. Ликвидировали его 1918 г., вернули в 1932, но не для всех. С 1974 г. стал обязательным и одинаковым.
Какой предмет находится в черном ящике?
Ответ. Паспорт
Вопрос 6
Самый малочисленный парламент в мире насчитывает всего 14 сенаторов и находится в Микронезии. В Конгресс Федеративных штатов Микронезии входят 4 партийных представителя, которые избираются на четырехлетний срок, а оставшиеся 10 проходят по одномандатным округам и работают в парламенте два года
Сколько депутатов в Государственной Думе Федерального Собрания РФ?
Ответ. 450
Вопрос 7
Некоторые кандидаты на пост главы государства получали на выборах рекордное количество голосов. Существует ли обязательный порог голосов для кандидата в президенты РФ? Если да, то какой?
Ответ. Существует. Президентом становится кандидат, набравший более 50 % голосов избирателей
Вопрос 8
Одно из самых важных личных прав человека в Конституции РФ 1993 г. закреплялось впервые. Назовите это право. Почему оно не закреплялось в Конституции 1977 г.
Ответ. Наиболее важным правом, которое предоставляется человеку и которое закреплено в Конституции 1993 г., является право на жизнь (ст.20 Конституции). Оно впервые было закреплено в Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина.
Вопрос 9
В истории нашей страны было несколько гимнов. Это гимн «Боже, Царя храни», «Интернационал», Гимн СССР, «Патриотическая песня» М. Глинки, Гимн РФ. Как назывался гимн России 1917-1918 гг.?
Ответ. «Рабочая Марсельеза».
Вопрос 10
Конституция Франции официально называется «Конституция 4 октября 1958 года». Вступившая в силу в день, отраженный в ее названии, она стала четырнадцатой по счету с 1791 года. Какой по счету является Конституция России?
Ответ. Ныне действующая Конституция – пятая в истории России, но первая, принятая всенародным голосованием.
Вопрос 11
Термин Конституция происходит от латинского слова «constitution» – «установление, устройство». В Древнем Риме о конституциях говорится во множественном числе, количество их исчисляется сотнями. Виды: эдикт, рескрипт, мандат и декрет. Что же в Древнем Риме называли термином «конституция»?
Ответ. «Конституция» – общее название различных видов императорских предписаний, получивших значение источников права в период принципата и империи
Вопрос 12
Этот принцип – характерная черта, признанный атрибут демократического государства. В его классическом виде, был впервые предложен французским просветителем Ш.-Л. Монтескьё. В Конституции США 1787 г, принятой Конституционным конвентом, этот принцип впервые закреплялся. В России провозглашался в 1990 г. в «Декларации о государственном суверенитете», а затем получил законодательное закрепление в ст.10 Конституции РФ. Обеспечивает функционирование этого принципа президент РФ Вопрос: Назовите этот конституционный принцип
Ответ. Принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную
Раунд 2
Вопрос 1
Заседания Государственной Думы ведет председатель Государственной Думы. Он вправе поручить вести заседание одному из своих заместителей (статья 13 Конституции РФ). Есть один случай, когда заседание Государственной Думы РФ ведет не Председатель или его заместители. О каком случае идет речь?
Ответ. Согласно п.3 ст.99 Конституции РФ, первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.
Вопрос 2
Из сказки Астрид Линдгрен «Эмиль из Лённеберги»
Эмиль привязал сестренку Иду к флагштоку и поднял наверх. Фру Петрель застыла в растерянности: почему эти Свенсоны подняли не наш шведский флаг, а датский (Ида была в красно-белом платье). А можно ли гражданину России на своем дачном участке поднять флаг России в связи со своим днем рождения?
Ответ. Гражданам и организациям разрешено вывешивать флаг на жилых домах, зданиях предприятий, учреждений, организаций, использовать его на массовых соревнованиях, съездах партий, при условии, что это не должно являться надругательством над флагом.
Вопрос 3
Грекам и перуанцам, прогулявшим это, откажут в обслуживании при посещении целого ряда государственных учреждений. Австралийцам в качестве наказания за неучастие в этом определены денежные штрафы, в Бразилии у нарушителя заберут паспорт и не отдадут до тех пор, пока тот не исправит ситуацию. В Бельгии ввели прогрессивную шкалу – в первый раз за это нарушитель заплатит штраф в 50 евро, а за второе нарушение – уже 125. О каком нарушении идет речь? Как этот вопрос решается в России?
Ответ. Речь идет о неучастии в выборах. В РФ участие в выборах не является обязанностью.
Вопрос 4
Считается, что триколор, появившийся впервые еще при царе Алексее Михайловиче, популяризировал его сын Петр I . Бело-сине-красные полотнища стали поднимать на кораблях российского флота, который активно строил император. Выбор в сторону именно такого цветового решения многие исследователи связывают с тем, что Пётр I стремился сделать государство столь же технически развитым, какой была тогда страна, в которую он в молодости ездил со знаменитым «великим посольством». Полосы на флаге этой страны, правда, идут в другом порядке. Назовите эту страну
Ответ. Голландия
Вопрос 5
В 1740 г. М.В. Ломоносов женился в Марбурге на Елизавете Цильх, дочери церковного старшины. Однако, вернувшись в Россию, Ломоносов некоторое время скрывал свой брак. Как вы думаете, с чем связана такая скрытность? Могла ли быть такая проблема актуальной в России XXI века? Поясните свой ответ на основе Конституции РФ.
Ответ. Будущая жена ученого не принадлежала к числу православных. Для «легализации» брачных отношений в России того времени требовалось принятие ею православия.
В XXI веке подобных проблем не возникнет. В Конституции сказано, что РФ – светское государство, в котором признается лишь брак, заключенный уполномоченными органами.
Вопрос 6
После победы Революции 1917 г. по инициативе Максима Горького было организовано Особое совещание по делам искусств. В его состав в марте того же года вошла комиссия при исполкоме Совета рабочих и солдатских депутатов, которая, в частности, занималась подготовкой нового варианта герба России. В состав комиссии вошли известные художники и искусствоведы: А.Н. Бенуа, Н.К. Рерих, И.Я. Билибин, геральдист В.К. Лукомский. Было принято решение об использовании двуглавого орла на печати Временного правительства, но с изменениями. Какие изменения были внесены в герб Российского государства?
Ответ. Комиссия Временного правительства пришла к выводу, что сам по себе двуглавый орел не несет в себе никаких монархических признаков, поэтому его оставили, но лишили короны, скипетра, державы, гербов царств, земель и остальных геральдических атрибутов.
Вопрос 7
В XIX веке это право еще не входило в состав перечня классических прав человека. Впервые на конституционном уровне его закрепила Мексика в 1917 г. В России это право впервые было закреплено статьей 17 Конституции РСФСР 1918 г. В статье 121 Конституции СССР 1936 г. право дополнялось обязательством государства. Конституции некоторых стран вообще не закрепляют это право (Франция, США, Великобритания). В некоторых странах оно гарантируется только гражданам (Германия, Испания). Назовите это конституционное право
Ответ. Это право на образование (статья 43 Конституции РФ).
Вопрос 8
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и ФЗ. Почему Конституционный Суд РФ не назван в Конституции ни Высшим, ни Верховным?
Ответ. Конституционный Суд РФ не возглавляет систему конституционных судов. Конституционные суды субъектов РФ рассматривают свой круг вопросов и не являются нижестоящими по отношению к Конституционному суду.
Вопрос 9
Этот суд сформировался впервые в Англии. После Французской революции получил широкое распространение в Европе. В настоящее время в европейских странах используется в ограниченном числе случаев, а в США – широко. В России был введен в ходе судебной реформы, проводимой Александром II. Первый процесс с его участием прошел в Москве в Митрофаньевском зале Большого Кремлевского дворца в 1866 г. Существовал до 1917 г.
В РФ первый такой суд состоялся 15 декабря 1993 г. Его сторонники называют его «судом жизненной правды», «судом здравого смысла», а противники – «судом улицы», «судом толпы».
Назовите этот суд
Ответ. Суд присяжных заседателей.
Вопрос 10
Блиц «Термины в Конституции»
Часть 1
Понятие было разработано еще в XVI в. Жаном Боденом (Франция). В настоящее время – обязательный признак государства. Бывает внутренний и внешний. 12 июня 1990 г. первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о его провозглашении. Крылатой стала фраза Б.Н. Ельцина, сказанная бывшим республикам СССР: «Берите … столько, сколько сможете проглотить». Назовите этот термин.
Ответ. Суверенитет
Часть 2
Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Его родиной принято считать Швейцарию, где он впервые проведен в 1439 г. С 1848 по 1971 г. только на федеральном уровне в этой стране их было проведено 157. В Норвегии он состоялся в 1905 г. Интересно, что его высоко оценил Ленин, написав, что «одной маленькой стране, в виде исключения, в эру самого разнузданного империализма удалось неосуществимое». В 1991 г. он состоялся впервые в истории СССР, а в 1993 г. – впервые в истории Российской Федерации. О чем идет речь?
Ответ. Речь идет о референдуме
Часть 3
Это могут иметь только физические лица. До революции 1917 г. ни у кого из жителей Российской империи его не было.
В настоящее время его лишить нельзя, в то время как в СССР подобное происходило достаточно часто. Так в 1932 г. его лишили Л. Троцкого, в 1932 г. – писателя А. Солженицына, в 1978 – певицу Г. Вишневскую и шахматиста В. Корчного, в 1984 г. – режиссера Ю. Любимова.
Оно является единым и равным, несмотря на то, что приобрести его можно разными способами. Назовите этот термин
Ответ. Гражданство
Вопрос 11
Этот субъект Федерации, в отличие от республики, не имеет своей конституции (только устав), своего гражданства и государственного языка. Создавались они на территориях с преимущественным нерусским населением и имели в названии наименование титульной нации. Уникальность этого субъекта, в том, что он создавался для переселенцев на территории, которая никогда не была местом компактного проживания этого народа. В настоящее время доля титульной нации в этом субъекте составляет около 1%. Назовите этот Субъект Федерации.
Ответ. Это Еврейская автономная область
Вопрос 12
«Внимание, видео»
Какие поправки внес Б. Ельцин в проект Конституции по вопросу полномочий президента?
Ответ. Президент имеет право председательствовать на заседаниях правительства, издавать нормативные (то есть имеющие силу закона) указы.
Подведение итогов. Награждение победителей
Конституция – прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто декларация добрых намерений, это реально работающий документ прямого действия. Конституция для гражданина любой страны – Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов – норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения ее качества.