Содержание
С чего начать работу психолога в ДОУ? Этим вопросом задаётся каждый специалист, который только закончил институт. Как правило, у них есть большой багаж теоретических знаний, полученных в стенах института, но совсем нет понимания, где и как их использовать.
Я вспоминаю себя, когда только пришла работать в детский сад, тогда я училась на 4 курсе института. Признаюсь честно, начинать было страшно. Боялась, что не справлюсь, что не примет коллектив. Тогда я не понимала, как работать, с чего начать. Поэтому первым делом со своими вопросами я отправилась в методический центр. Мне тогда очень повезло. Методист с которым я общалась рассказала мне всё про особенности работы, про то какую документацию оформлять, с чего начать в первую очередь. Она стала для меня наставником в моих первых шагах в профессии.
С чего начать работу психолога в ДОУ? Рекомендации молодому специалисту.
- Начните с посещения районного методического центра (если такой имеется в вашем городе).
- Познакомьтесь с коллегами, работающими в других детских садах.
- Изучите нормативно-правовую документацию. В первую очередь стоит изучить профессиональный стандарт педагога-психолога образовательного учреждения. В нём прописаны все наши трудовые функции, то есть, то, чем должен заниматься педагог-психолог.
- Начините оформлять основную документацию. Составьте график работы и циклограмму, напишите план работы. Какая документация должна быть у психолога вы можете познакомится разделе сайта «Документация педагога-психолога ДОУ».
- Оформите номенклатуру дел для систематизации документации.
- Познакомьтесь с педагогами, с которыми вам предстоит работать в одной связке. Расскажите им о своей работе и о том, чем вы будете заниматься в течении учебного года, с какими вопросами к вам можно обращаться.
- Начните проводить диагностику. Это позволит вам познакомиться с детьми и попрактиковаться в навыках проведения диагностики.
- Представьте себя родителям. Отлично для этого подойдёт выступление на родительских собраниях, где вы сможете рассказать о себе и о своей работе.
В разработке рекомендаций участвовало сообщество педагогов-психологов ДОУ в группе в контакте vk.com/korolevadou
Ведение документации
В течение учебного года психолог обязан заполнять и использовать документацию в установленной форме.
Примерный перечень:
- План работы на неделю.
- Годовой перспективный план работы.
- Журнал учета проведенной работы.
- Журнал групповых занятий.
- Журнал индивидуальных занятий.
- Журнал консультаций.
- Статистический годовой отчет – один раз в конце учебного года.
- Карты (папки) развития дошкольников: листы адаптации, диагностические бланки, анализ результатов, таблицы, диаграммы.
- Папки по сотрудничеству с родителями и педагогами: памятки, консультации на информационные стенды, сообщения на родительские собрания, педсоветы.
Повышение квалификации
Педагог-психолог обязан регулярно повышать свою квалификацию, проходить курсы, посещать методические объединения психологов, участвовать в семинарах, осваивать новые технологии развития и обучения детей.
Педагог-психолог должен знать:
- Законы, постановления и другие нормативные правовые документы сферы образования, в том числе Конвенцию о правах ребенка.
- Психологию: общую, дифференциальную, детскую, возрастную, психологию личности, социальную, медицинскую, основы психологии труда и психологического консультирования.
- Общую педагогику, нейропсихологию, основы дефектологии.
- Нормы охраны труда и правила техники безопасности.
- Правила оказания первой доврачебной помощи.
От того, насколько профессионально психолог выполняет свои обязанности, зависит успешное развитие дошкольников, их эмоциональное благополучие и даже психологический климат в педагогическом коллективе. Это специалист, который помогает детям, их родителям и персоналу жить дружно, развиваться и учиться вместе, чувствуя себя легко и комфортно.
Психологическая диагностика
Психолог проводит обследование детей. Плановая диагностика осуществляется минимум два раза за учебный год – в начале и в конце.
Ее цель – определить динамику развития каждого ребенка.
Для воспитанников, имеющих особые образовательные потребности, проводится промежуточное обследование в середине учебного года.
Дополнительная диагностика может быть организована по запросу педагогов или родителей.
При обследовании специалист использует различные методы:
- Наблюдение. Психолог выполняет роль зрителя. Он наблюдает за детьми в различных режимных моментах: в общении с другими ребятами, в игре, на занятиях, на прогулке. Особое место данному методу отводится в период адаптации.
- Методики исследования психических процессов: основных видов внимания и памяти, восприятия, мышления. Они предполагают применение специальных игр и упражнений.
Сравнивая результаты с установленными возрастными нормами, психолог получает общую картину развития ребенка. Специалист определяет состояние эмоционального фона, способности, наклонности, базовые навыки, знания и умения воспитанника. Кроме того, выявляет имеющиеся проблемы:
- нервные привычки;
- задержку в развитии;
- отклонения в поведении;
- прочие проблемы.
На основе материалов обследования специалист составляет психолого-педагогическое заключение. С ребятами подготовительной группы психолог проводит диагностику готовности к обучению в школе.
Участие в работе ПМПк детского сада
В каждом дошкольном образовательном учреждении функционирует психолого-медико-педагогический консилиум, состоящий из педагогов детского сада.
Основная его цель – организация сопровождения воспитанников.
Особую роль ПМПК играет в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.
В ходе консилиума каждый педагог, в том числе и психолог, делает заключение и дает свои рекомендации по воспитанию и обучению ребенка. Плановые заседания проходят три раза в год. Если возникает необходимость, педагоги могут собраться не по графику.
Работа с детьми
Основная обязанность психолога – содействовать развитию воспитанников и проводить психолого-педагогическую коррекцию выявленных проблем.
По итогам диагностики специалист выстраивает и организует групповые и индивидуальные занятия с детьми:
- Участвует в разработке развивающих и обучающих программ.
- Определяет методы социальной адаптации и усвоения базовых навыков.
- Проводит игровые психологические тесты и упражнения.
- Осуществляет индивидуальную работу по коррекции нарушений поведения и личностного развития дошкольников: застенчивости, агрессивности, плаксивости, восприимчивости и других особенностей.
- Принимает участие в создании благоприятного микроклимата в детских коллективах.
Семейное консультирование
Одна из обязанностей психолога в детском саду – просвещение родителей воспитанников, которое может иметь различные формы:
- Индивидуальные консультации. Если психолог выявил проблему в развитии или поведении дошкольника, он приглашает на беседу маму, папу или того взрослого, который является законным представителем ребенка. В рамках беседы специалист подсказывает варианты решения проблемы. Старается донести до родителей важность слаженных действий семьи и детского сада. Если один из родственников испытывает трудности в общении с ребенком или замечает особенности в его поведении, он может проявить инициативу и обратиться к психологу за помощью и поддержкой. Для родителей будущих первоклассников специалист обязательно проводит индивидуальные консультации, на которых рассказывает об уровне готовности ребенка к школе.
- Выступления на родительских собраниях, а также участие в семинарах и клубах для родителей. На подобных мероприятиях психолог освещает определенную тему, способствуя повышению педагогической грамотности родителей.
- Подготовка буклетов, памяток и материалов для информационного стенда.
Вопрос: Подскажите, пожалуйста, могу ли я работать психологом в детском саду (с образованием по специальности 020400 Психология). Или нужно переквалифицироваться (как и где)? Мила
Отвечает Владимир Коржов, юрист:
Добрый день! Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н требования к квалификации педагога-психолога включают:
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.
Вопросы дополнительного обучения для получения квалификации «Педагогика и психология» регламентированы региональными нормативными актами.
То есть, для уточнения требований о порядке дополнительного обучения с целью приобретения квалификации «Педагогика и психология» Вам целесообразно обратиться в кадровое подразделение органа исполнительной власти в сфере образования Вашего региона.
Комментарии к должности
Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Педагог-психолог» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция педагога-психолога, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).
При составлении должностных инструкций руководителей и специалистов необходимо учесть общие положения к данному выпуску справочника и введение с общими положениями к первому выпуску справочника должностей.
Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования должностей могут встречаться в разных выпусках ЕКС. Найти схожие названия можно через справочник должностей (по алфавиту).