Содержание
Мало кто слышал о форме домашнего обучения – семейном образовании. Еще меньше людей знает о том, что при таком формате государство обязано выплачивать компенсацию за семейное обучение родителям. Но так ли все просто: перевести ребенка, оформить документы и получать деньги? Оказывается – нет.
Что такое семейное образование – его принципы
Семейная форма обучения – это одна из разновидностей заочного школьного образования. Суть ее состоит в том, что родители принципиально отказываются от перспективы нахождения ребенка в школе и получения знаний наравне со всеми.
Что ж, это их право, тем более, что закон позволяет переводить детей на заочную форму и самостоятельно заниматься их развитием.
Какие могут быть причины для перевода:
- Ребенок, по мнению родителей, очень умный и требует к себе повышенного внимания. Например, занятий с более квалифицированными преподавателями-репетиторами. Такое действительно может быть. И умственно продвинутые дети часто подвергаются насмешкам со стороны одноклассников, которым больше нечем похвастаться, кроме как физической силой. Родители защищают своего сына или дочь от психологической травмы, позволяя им заниматься самостоятельно.
- Болезнь или ограниченные возможности ученика. Хотя эта причина находится далеко не на первом месте.
- Тяжелые материальные условия в семье, когда ребенка воспитывает мать или отец, не имея времени привести и забрать школьника из учебного заведения.
Чаще всего встречаются недовольные качеством образования родители, которые трезво оценивают ситуацию и хотят, чтобы ребенок не терял зря времени, а учился индивидуально. В этом есть смысл, потому что подобрать коллектив преподавателей крайне сложно, да и не бывает такого, чтобы все учителя были одинаково позитивно настроены к детям. Обязательно кто-нибудь испортит табель, аттестат или психику.
Что ждет родителей и детей на семейном обучении
Дети на семейном обучении вынуждены заниматься и проходить школьную программу самостоятельно, с помощью родителей или репетиторов. Возможно также посещение специализированных платных школ, которые проводят подготовку по отдельным предметам.
Некоторые родители недооценивают свою ответственность при переводе ребенка на семейное обучение – в школе по новому закону руководство несет ответственность только в период сдачи экзаменов, ОГЭ и ЕГЭ. Остальное время семьи предоставлены сами себе. Конечно, хорошо, если кто-то из родителей окончил престижній вуз, прекрасно разбирается в науке, может помочь в любом предмете, вдобавок ребенок тянется к учебе. В таких семьях проблем с экзаменами не возникает.
Другое дело, когда родители излишне доверяют школьнику, но не контролируют его знания. В результате оказывается, что к моменту экзаменов ничего не сделано. В таком случае лучше бы было, если бы ученик ходил в школу вместе со всеми.
Финансовый вопрос семейного образования
Здесь вопросы разделились на теоретические и фактические. Теоретически можно претендовать на выплату от государства, так как оно финансирует всех учащихся, кто посещает школу очно. Но когда некоторые родители попробовали добиться этих самых выплат, то столкунлись с проблемами.
Теоретически процесс выплаты денежной компенсации выглядит так:
- Перевод ребенка на семейную форму.
- Заключение договора с руководством школы о размере выплат.
- Если школа отказывается компенсировать семейное обучение, то родители идут в региональное управление по вопросам образования.
Почему государство обязано выплачивать денежные компенсации при семейной форме образования? Считается, что дети не пользуются школьными учебниками, а покупают их сами. Не пользуются трудом учителей, а ищут репетиторов и оплачивают их работу. Не изнашивают школьное оборудование. Всего получается от 19 до 150 тысяч рублей в год. Сумма зависит от местного бюджета – такую фразу услышали родители, когда попробовали добиваться выплат.
Они узнали вот еще что:
- Не в каждом регионе принят местный закон, на основании которого власти будут выплачивать детям на семейном образовании денежную компенсацию.
- Региональные власти имеют право выплачивать деньги родителям, но совершенно законно могут этого не делать.
Дальше были судебные разбирательства. Но закончились они неблагоприятно для родителей – большинство исков против школ и отделов образования были проиграны.
Чтобы как-то сгладить ситуацию, школы со своей стороны начали предлагать бесплатно пользоваться учебниками и другими учебными пособиями. Это делалось для того, чтобы все доступные бесплатные «опции» школы касались и семейников.
Как быть, если планируется перевод ребенка на семейную форму
Прежде чем переводить детей на семейное обучение, необходимо обсудить вопрос компенсации с руководством школы. Дело в том, что не во всех регионах такую форму подачи знаний практикуют. Для сравнения – в Москве и области на семейной форме числится около 2000 учеников средних школ. Это очень небольшая цифра для столицы.
Можно представить, что делается в других регионах страны.
Интересно то, что Сибирь в этом отношении лидирует. В Челябинске около 500 детей учатся семейным способом, там планируют полностью узаконить семейное образование и ввести гарантированные выплаты родителям.
Что же сдерживает столичных чиновников от введения такой денежной компенсации? Больше всего они опасаются, что многие неадекватные родители будут тратить деньги на себя, а не на ребенка. Тем более, что есть опыт в Закарпатской области в Украине, где проживает много представителей ромской национальности, проще говоря – цыган. При введении пособий при рождении детей, в их среде рождаемость повысилась в 4 раза. При этом украинцы не стали «плодиться» выше обычного уровня. Это говорит о том, что детей использовали как повод купить дома, машины, бытовое имущество, алкоголь.
На лицо коррупционная схема: кто сможет договориться с начальством, тот получит компенсацию. Кто не сможет, тот будет платить за обучение ребенка сам, ведь закон звучит двояко: ни в одном акте не прописано, что региональные власти обязаны выплачивать деньги, они лишь могут воспользоваться этим правом.
В лучшем случае, стоит рассчитывать на добровольную помощь учебного заведения, если ребенок действительно нуждается в деньгах. А вот решать, по каким критериям он в них нуждается, будут все равно местные власти.
Рассчитывать на компенсацию или нет?
На данный момент закон о выплатах действует и исполняется в Омской, Пермской и Свердловской областях. В Москве такие расходы из бюджета не предусмотрены, поэтому родители обеспечивают обучение детей самостоятельно.
Если в предварительной беседе с руководством школы и представителями отдела образования выяснится, что в вашем регионе никто не учится заочно, тем более никому не выплачивается денежная компенсация, то рассчитывать на получение денег не стоит.
Для того, чтобы заставить закон действовать, на семейную форму должно перейти больше детей или ужесточиться правила перевода, чтобы антисоциальные элементы не могли использовать средства ребенка в собственных целях. Пока что заниматься данной проблемой некому.
В 2013 г. сразу после выборов мэра в Москве были прекращены выплаты компенсаций родителям детей на семейном обучении, также было отказано в выплатах субсидий на питание детям всех категорий социально-незащищенных семей, если те находились на семейном обучении. Родители обращались в разные инстанции, пытаясь восстановить справедливость и добиться исполнения действующих законов, согласно которым все эти выплаты должны идти. Поскольку обращения не увенчались успехом, законность не была восстановлена, мы вынуждены уже обратиться в ФСБ России и партию Единая Россия.
Просим ФСБ России расследовать деятельность главы департамента образования г. Москвы И. Калины на предмет коррупции и намеренной деструктивной деятельности, ведущей к подрыву доверия граждан к государственной власти, используя для этого средства самого государства. Просим изучить представленные документы и принять соответствующие меры по пресечению нарушений действующего законодательства, пренебрежения нормами социальных гарантий, установленными в них, создания поводов для возникновения массового недовольства органами власти среди граждан. Все документы, подтверждающие вышеизложенное, прилагаем.
Просим руководство политической партии «Единая Россия» принять меры в отношении своих членов, препятствующих в Правительстве г. Москвы и Мосгордуме реализации законов г. Москвы. Призываем вас очистить свои ряды от лиц, запятнавших себя осознанным принятием вредоносных, социально взрывоопасных, несправедливых и незаконных решений, занимающихся направлением бюджетных ресурсов по темным схемам вместо их прямого использования на образование детей, требующееся по закону, нанимающим на государственные деньги сотрудников, в обязанности которых входит глумление над родителями и обман судей. Просим пресечь политику вредительства и нарушения прав граждан, которую проводят чиновники, получившие поддержку Партии. Просим принять меры по линии Партии для восстановления закона и возобновления выплат всех полагающихся по закону денежных средств.
Подробнее о сути дела.
С 2001 г. в г. Москве действует закон №25 «О развитии образования в городе Москве», согласно которому родителям, обучающим детей в семье (на семейной форме образования) должны выплачиваться денежные средства в размере затрат на образование ребенка в соответствующем классе государственной школы. Этот закон был принят для того, чтобы уравнять в правах детей, обучающихся в семье с детьми, посещающими государственные или частные школы. Дети, обучающиеся в семьях и относящиеся к незащищенным категориям граждан, получали также субсидии на питание, если по закону им было положено бесплатное питание в школе.
Родители всех московских детей, которые обучают своих детей в семье, получали гарантированные законом выплаты. Детям на семейном образовании, которым положены государственные дотации на питание (из малообеспеченных, многодетных семей, дети-инвалиды, дети, лишившиеся кормильца) выплачивалась компенсация на питание в силу того, что эти дети не могут получать школьное питание в натуральном виде.
Но с середины сентября 2013 г., сразу после выборов мэра города, родителям в школах Москвы объявили, что денег они больше не получат, хотя еще накануне выборов, в августе 2013г., руководитель Департамента образования г. Москвы И.И. Калина дал родителям официальный письменный ответ, в котором заверил, что выплаты компенсации за образование продолжатся, и что правительство определяется с порядком выплат в связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013г. нового закона об образовании (Приложение 1). Дети на семейном образовании оказались лишены бесплатного образования и социальной льготы в виде компенсации за питание, несмотря на то, что законодательство, регулирующее данные выплаты, не претерпело никаких изменений.
Департамент образования г. Москвы объяснил свое решение прекратить выплаты родителям за обучение, а детям — компенсации за питание следующим образом: по новому закону об образовании дети на семейном обучении находятся вне контингента школы, а деньги из бюджета выделяются только на школьный контингент.
Однако, новый закон об образовании никоим образом не поменял правовой статус семейного образования, а понятие контингент, на который ссылается Департамент образования г. Москвы, в законе вообще не определено. В законе «Об образовании в РФ» это понятие встречается единственный раз – в ст. 97 ч. 3, посвященной мониторингу системы образования. При этом определения термина не приводится, но он использован в словосочетании – «контингент обучающихся». Поскольку дети, получающие семейное образование, согласно закону ( ст.ст.2, 33), являются обучающимися, то очевидно, что они относятся к «контингенту обучающихся». Кроме того, ФЗ «Об образовании в РФ» связывает наличие прав и свобод граждан при получении образования не с понятием «контингент», а с понятием «обучающиеся». Именно правовой статус обучающихся и наделяет лиц, обладающих этим статусом, всей полнотой прав и мер социальной поддержки. Вместе с тем закон не содержит правовых норм, исключающих из числа обучающихся детей, получающих образование в семье, не лишает и положенных при этом законодательно установленных прав и мер социальной поддержки.
Это подтвердил Конституционный суд РФ. В определении Конституционного суда указывается, что в законе № 25 г. Москвы предусмотрена выплата родителям детей, получающих образование в семье, денежных средств соразмерно затратам на образование каждого ребенка в государственном образовательном учреждении. Конституционный суд отметил, что и компенсация за образование, и за питание являются дополнительными мерами социальной поддержки этой категории граждан (Приложение 2). Это официально подтвердил и ФГБУ «Федеральный центр образовательного законодательства» (Приложение 3). Куда ещё компетентнее, чьё, ещё более высокое мнение, нужно? Однако, несмотря на это, Департамент образования г. Москвы не возобновил прерванные выплаты. Вместо этого он организовал борьбу с родителями, выбравшими семейную форму образования. Родителям предлагали «добровольно» выбрать заочную форму или самообразование вместо семейной, то есть те формы образования, при которых никакие выплаты не положены. На родителей оказывалось давление, раздавались угрозы возможных осложнений с органами опеки. И всё это делается в рамках государственной программы «Столичное образование на 2012-2018 годы». В официальных планах Правительства Москвы значится ежегодное сокращение числа детей на семейном образовании, несмотря на рост интереса к этой форме обучения у родителей.
Идеологом и создателем программы является руководитель Департамента образования г. Москвы И.И. Калина. Это он ставит снижение процента «семейников» себе в заслугу. Поразительно, но факт — сокращать количество «семейников» планируется в рамках мероприятия №3А0500 по » созданию условий, учитывающих индивидуальные потребности обучающихся, воспитанников». Однако такая нацеленность Департамента образования г. Москвы идёт вразрез с политикой федерального правительства. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013г. № 792-р утверждена государственная программа Российской Федерации — «Развитие образования» на 2013-2020 годы». В ней сказано, что долгосрочная стратегия развития российского образования ориентирована на создание системы сред и сервисов для удовлетворения разнообразных образовательных запросов населения и подрастающего поколения, поддержки самообразования и социализации: «Должен быть обеспечен переход к качественно новому уровню индивидуализации образования через реализацию учебных траекторий в образовательных организациях всех форм собственности и их сетях, в формах семейного образования, самообразования».
Политика Российской Федерации по вопросу семейного образования выражена ясно и чётко: образование должно ориентироваться на индивидуальные потребности каждой личности, которые могут быть удовлетворены в форме семейного образования. Однако программа «Столичное образование» в отношении к семейному образованию, политика Департамента образования г. Москвы в области образования идёт в разрез с Государственной программой Российской Федерации.
Обращения в суд в связи с прекращением выплат практически ничего родителям не дали. Представители Департамента образования приносят в суд справки, выписанные одними представителями департамента другим представителем, о том, что Департамент образования не получает от Департамента финансов г. Москвы средства на обучающихся на семейном образовании, поэтому не может выплачивать родителям компенсации. На запросы родителей, выделяются ли Департаменту образования средства на образование и питание детей, находящихся на семейной форме образования, Департамент финансов г. Москвы не отвечает. Лишь одно судебное решение состоялось в пользу родителя. Суд указал в решении: тот факт, что до сентября 2013г. ответчик относил детей на семейной форме образования к контингенту школы, а после сентября 2013г. перестал относить, не даёт ответчику право лишать детей и их родителей установленных мер социальной поддержки (Приложение 4).
Обращения в Рособрнадзор, Прокуратуру г. Москвы, Генеральную прокуратуру, ГУ СК по г.Москве, Администрацию Президента также результата не дали. Правоохранительные органы не увидели в действиях Департамента образования г. Москвы нарушений. Администрация Президента перенаправила обращение родителей с жалобой на действия Департамента образования г. Москвы в сам Департамент образования. На запросы Общественной палаты г. Москвы Счётная палата г. Москвы, Главное контрольное управление г. Москвы ответили, что основания для проверки финансовой деятельности Департамента образования г. Москвы отсутствуют за отсутствием предмета проверки (Приложение 5,6).
В ходе судебных разбирательств родителей со школами и Департаментом образования г. Москвы выявились факты, свидетельствующие о коррупционной составляющей в действиях департамента.
· Теперь финансирование образования осуществляется в рамках государственного задания, принципы формирования которого полностью скрыты.
· По информации Правительства Москвы, школы, принимающие аттестации у детей, обучающихся в семье, получают 31 565 руб. в год на одного ученика, причём эта сумма не установлена никаким нормативным актом и выделяется школам на основании простого информационного письма Департамента образования г. Москвы (Приложение 7,8). При этом сумма, выделяемая школам, многократно (в тысячу раз!) превышает реальные затраты на проведение аттестации обучающихся по семейной форме образования. Труд учителей в Москве с 2011г. оплачивается, исходя из размера ученико-часа. В среднем в Москве в 2014/2015 учебном году ученико-час в среднем составлял 10 руб. В настоящее время это около 20 руб. Обучающийся по семейной форме образования, чтобы оправдать затраты в размере 31 565 руб. должен прийти в школу более 1 500 раз, что в четыре раза превышает количество дней в году. При этом семейная форма образования это форма образования вне образовательного учреждения (ст.17 Закона об образовании), когда ребёнок приходит в школу несколько раз в году для сдачи экзаменов.
Примечательно, что школы вправе получать средства на проведение экзаменов у «семейников» с 2001года, согласно п.4 ст.6 Закона № 25 г. Москвы, но этих денег они никогда их не получали . И вот Департамент образования начинает выплачивать школам средства на «семейников», да ещё в таком размере, как раз тогда, когда он перестаёт выплачивать положенные компенсации родителям и детям. При этом, несмотря на то, что государственная работа (услуга) по организации проведения промежуточной аттестации обучающихся, освоивших общеобразовательные программы в форме семейного образования, включена в Ведомственный перечень работ (услуг) Приказом ДОгМ от 09.12.2013г. № 823, средства школам за эту государственную работу ДОгМ начал перечислять только на следующий учебный год, с осени 2014г.
· При этом в перечне целевых субсидий на 2015г., которые выделяются Департаментом финансов Департаменту образования г.Москвы, отсутствует целевая субсидия на организацию и проведение промежуточной аттестации обучающихся по семейной форме образования. (Приложение 9). Раз целевая субсидия отсутствует, а деньги школам всё-таки выделяются, это означает, что школы получают деньги, предназначенные родителям и детям-«семейникам».
· Выяснилось, что Департаментом образования г. Москвы создано некое, никому неизвестное учреждение под названием «Московский Центр образовательного права» (МЦОП) для «юридического сопровождения» своей деятельности. Из представленных на официальном сайте учреждения документов деятельность МЦОП в целом непонятна, в части более или менее понятно изложенной она дублирует уже имеющиеся федеральные и региональные структуры. Финансирование скрыто, при этом учреждение получает средства из бюджета в рамках госзаказа от Департамента образования г. Москвы. Основной вид деятельности юристов МЦОП стал понятен в ходе судебных разбирательств родителей с Департаментом образования г. Москвы – это разработка юридического обоснования нарушений законодательства и прав граждан со стороны Департамента образования. К примеру, толкование Закона об образовании в РФ как запрещающего любые выплаты обучающимся по семейной форме образования и их родителям. Юристы МЦОП разрабатывают позицию для Департамента образования и обкатывают её в судах. Юристы МЦОП с доверенностями от руководителя ДОгМ И.И. Калины не считают для себя позором объяснять в суде, почему ребёнок, обучающийся по семейной форме образования, из многодетной семьи, потерявший кормильца, не должен получать компенсацию за питание.
При этом Департамент образования вынуждает школы оплачивать услуги этих специалистов. Конечно, мы не найдем никакого приказа департамента или строки расходов бюджета на образование «оплата юридического сопровождения», но по аналогии с тем, как школы вынуждены оплачивать сотрудничество с МЦКО (Московский центр качества образования-ещё одно учреждение, созданное Департаментом образования, разрабатывает тесты, к которым много нареканий), иначе у школы возникают проблемы с аккредитацией и не только, также «добровольно» школы оплачивают юридическое сопровождение Московского центра образовательного права. На сайте МЦОП значится годовой тариф на юридическое обслуживание образовательных организаций с ежемесячной платой 32 500 руб. в месяц. Получается, что департамент создает структуры, дублирующие подразделения самого департамента: юридического и методического отделов, которые финансируются бюджетом, но непосредственно со школами работают какие-то специально созданные для этого структуры, которые не финансируются напрямую из бюджета, но фактически живут за счет бюджетных средств, поскольку школы заставляют платить этим структурам.
· Несмотря на ежегодное увеличение бюджетных расходов на образование в городе Москве, каждый год сокращается финансирование непосредственно образования: в 2013 г. прекращены выплаты за семейное образование, в 2014 г. введена платная продленка.
Руководитель столичного департамента образования И.И.Калина давно показал, как можно быстро и «эффективно» справляться с поручениями президента страны. Когда президент поручил ликвидировать в кратчайшие сроки очереди в детские сады, Департамент образования г. Москвы ужесточил требования к постановке ребенка на очередь в детсад, исключив многочисленные категории родителей. После принятия этого документа очереди сразу исчезли, но проблема решена не была. Родители выходили на митинги, писали обращения, но все бесполезно.
Просим ФСБ России расследовать деятельность главы департамента образования г. Москвы И. Калины на предмет коррупции и намеренной деструктивной деятельности, ведущей к подрыву доверия граждан к государственной власти, используя для этого средства самого государства. Просим изучить представленные документы и принять соответствующие меры по пресечению нарушений действующего законодательства, пренебрежения нормами социальных гарантий, установленными в них, создания поводов для возникновения массового недовольства органами власти среди людей. Все документы, подтверждающие вышеизложенное, прилагаем.
Просим руководство политической партии «Единая Россия» принять меры в отношении своих членов, препятствующих в Правительстве г. Москвы и Мосгордуме реализации законов г. Москвы. Призываем вас очистить свои ряды от лиц, запятнавших себя осознанным принятием вредоносных, социально взрывоопасных, несправедливых и незаконных решений, занимающихся направлением бюджетных ресурсов по темным схемам вместо их прямого использования на образование детей, требующееся по закону, нанимающим на государственные деньги сотрудников, в обязанности которых входит глумление над родителями и обман судей. Просим пресечь политику вредительства и нарушения прав граждан, которую проводят чиновники, получившие поддержку Партии. Мы не можем поддерживать Партию Единая Россия на выборах, если Партия не пресекает вредоносную деятельность чиновников, получивших поддержку Партии. Просим принять меры для восстановления законности и возобновления выплат всех полагающихся по закону социальных выплат родителям и детям в г. Москве.
Приложения:
1) Приложение 1: Ответ руководителя ДОгМ И.И.Калины от 07.08.2013г.
2) Приложение 2: Определение Конституционного суда.
3) Приложение 3: Ответ ФГБУ » Федеральный центр образовательного законодательства»
4) Приложение 4: Решение Бабушкинского суда г. Москвы
5) Приложение 5: Ответ Счётной палаты г. Москвы на запрос Общественной палаты г. Москвы.
6) Приложение 6: Ответ Главного контрольного управления г. Москвы на запрос Общественной палаты г. Москвы
7) Приложение 7: Ответ Правительства Москвы.
8) Приложение 8: Информационное письмо ДОгМ от 15.09.2014г.
9) Приложение 9: Перечень целевых субсидий на 2015г.