TG

Закон и порядок

Материальные и процессуальные нормы права

Автор adminна 28.06.202028.06.2020

Поощрительные и обеспечительные нормы права.

Поощрительные и обеспечительные нормы права.

Понятие и виды охранительных норм права.

ОХРАНИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ — нормы, определяющие условия применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер. Как правило, такие нормы, содержатся в основном в нормативных актах охранительных отраслей права, содержат предписание, имеющее четко выраженную гипотезу и санкцию. Диспозиция такой нормы воспроизводится путем логической операции — логического толкования. Например, статья 5.33 «Невыполнение соглашения», содержащаяся в Кодексе РФ об административных правонарушениях, гласит: «Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, — влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до сорока минимальных размеров оплаты труда». Диспозиция данной нормы подразумевается в названии статьи, гипотеза и санкция содержатся непосредственно в тексте. По такому образцу сформулировано абсолютное большинство норм охранительных отраслей права. Несколько по иному выглядит конструкция охранительных норм в регулятивных отраслях права (см., например, ст. 761,777, 769, 1068 — 1070 ГК РФ).

Охранительные нормы выполняют функцию охраны общественного порядка. Указанные нормы вступают в дейст­вие с момента нарушения требований регулятивных и иных правовых норм.

Поощрительные нормы — это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных мер поощрения за одобряемый государством, обществом полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении ими своих обязанностей. Это, например, нормативные предписания об орденах, медалях и так далее. Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права. Эти нормы могут располагаться в различных нормативных актах, связанных между собой. Так, право Банка России на выдачу лицензий для проведения операций в иностранной валюте, предусмотренное в ст. 21 Закона РСФСР о Центральном банке РСФСР, гарантируется нормами ст. 11–18, 35 Закона РСФСР о банках и банковской деятельности 1990 г.

МАТЕРИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПРАВА — нормы, закрепляющие права и обязанности субъектов и отвечающие на вопрос: «что следует делать для их осуществления». Данная разновидность норм преимущественно закреплена в материальных отраслях права — гражданском, трудовом, земельном и др. В то же время материальные нормы могут содержаться и в процессуальном законодательстве. Например, положения, определяющие процессуальную правоспособность лиц, участвующих в уголовном или в гражданском процессе. Примером таких норм могут служить положения

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПРАВА — нормы, закрепляющие процедуры (порядок) осуществления субъектами их прав и обязанностей и отвечающие на вопрос: «как следует осуществить материальные предписания». Это значит, что процессуальные нормы закрепляют процедуры совершения тех или иных процессуальных действий. Однако это самая общая из характерных особенностей процессуальных норм. В процессуальных нормах закрепляется технология (специально-юридический механизм) осуществления материальных норм права. Соответственно, процессуальные нормы определяют состава участников процессуальных отношений, закрепляют их процессуальные права, обязанности и ответственность, процессуальную компетенцию суда, фиксируют основания и перечень мер процессуальной ответственности, указывают на процессуальные гарантии, сроки и требования осуществления процессуальных действий. В процессуальных нормах определяются виды процессуальных производств, процессуальные режимы, стадии, из которых складываются эти производства и пр. В большинстве своем процессуальные нормы, закрепляющие процедуры совершения тех или иных юридически значимых действий, носят императивный характер, это разновидность обязывающих норм. Соответственно, формой их реализации является соблюдение или исполнение.

В подавляющем большинстве случае процессуальные нормы размещены в процессуальном законодательстве. Однако, учитывая то обстоятельство, что не всем материальным отраслям права соответствуют процессуальные, процессуальные нормы закрепляются в материальных отраслях права. При этом они обособляются в специальные главы, разделы. Так, в Кодексе РФ об административных правонарушениях содержится специальный раздел, включающий процессуальных 11 глав. Чаще всего процессуальные нормы содержатся непосредственно в текстах законов. В этом случае точнее говорить не о процессуальных, а о процедурных нормах — установлениях, закрепляющих порядок, правила осуществления определенного правового действия. К примеру, такие нормы содержатся в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Аналогичным примером может также служить Федеральный закон от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)».

Применительно к юрисдикционным видам процессуальных производств процессуальные нормы реализуются исключительно в охранительных отношениях; там где имеет место неюрисдикционное производство, процессуальные нормы реализуются в регулятивных относительных правоотношениях.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Общая характеристика юридических норм и правовых отношений В

1. Норма права как регулятор общественных отношений 8

2. Понятие и классификация правоотношений в сфере использования наемного труда 35

Глава II. Процедурные нормы в трудовом законодательстве 62

1. Понятие и роль процедурных норм в правовом регулировании трудовых и смежных с ними общественных отношений 62

2. Виды процедурных норм 77

3. Особенности реализации процедурных норм трудового права 96

Глава III. Процедурные правоотношения в сфере использования наемного

1. Понятие и классификация процедурных правоотношений в сфере использования наемного труда 115

2. Субъекты и содержание процедурных правоотношений 129

3. Юридические факты. 156

Заключение 163

Список использованных литературных источников 165

Перечень нормативных актов 182

  • Норма права как регулятор общественных отношений
  • Понятие и классификация правоотношений в сфере использования наемного труда
  • Понятие и роль процедурных норм в правовом регулировании трудовых и смежных с ними общественных отношений
  • Понятие и классификация процедурных правоотношений в сфере использования наемного труда

Введение к работе

Актуальность темы диссертации. Современное Российское государство вступило в длительный и противоречивый период своего развития, который обычно называют переходным. Изменения, происходящие во многих сферах общественной жизни, не обошли стороной и трудовое право.

В связи с переходом от плана к рынку в нашей стране резко усилилось стремление к заимствованию западных моделей трудовых отношений. Среди отечественных юристов и экономистов начали распространяться модные на Западе идеи неолиберализма, которые в последнее время их российские сторонники пытаются спроецировать на регулирование трудовых отношений в России1. Сторонники этой теории ставят под сомнение необходимость трудового права, по крайней мере, как права, направленного на защиту человека труда. Основным аргументом является глобализация экономики и утверждения, что трудовое право препятствует развитию национальной экономики и национальных организаций. В этой связи высказываются предложения о дерегулировании трудовых отношений, увеличении гибкости в управлении рабочей силой в организации, полной свободе рук предпринимателей в области найма и увольнения, широком использовании срочных трудовых договоров, временной работе, замене трудового договора договорами подряда и т.д. Есть также мнения о том, чтобы организация сама устанавливала свои правила, жила по своим собственным законам . Легко представить, в какое положение попали бы работники, если бы подобного рода идеи оказались реализованными.

Но, перенося на российскую почву зарубежные идеи, их сторонники совершенно игнорируют условия нашей страны, что неизбежно ведет к ослаблению трудового права, в частности, к стремлению подменить нормы

трудового права гражданско-правовыми, к внедрению в правовую систему России не свойственных ей норм, к искажению уже существующих, к резкому ухудшению положения работника на производстве. Конечно, не следует полностью отрицать заимствование зарубежного опыта, оно возможно, но лишь при условии, что эти идеи и нормы укладываются в наши условия и традиции, воспринимаются без крайностей, влекущих за собой отрицательные социальные последствия, и, тем самым, способны реально сохранить защиту интересов работника.

Существенные изменения в регулировании трудовых отношений наметились с принятием Программы социальных реформ на период 1996-2000 г., утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. , предусматривающей в качестве одной из задач принятие нового Трудового кодекса РФ. Различными группами авторов представлено множество проектов. Изначально были внесены семь проектов. Наибольшее внимание привлекли правительственный и профсоюзный варианты. На их основе был подготовлен так называемый согласительный вариант. В принятом 30 декабря 2001 г. Трудовом кодексе Российской Федерации нельзя не заметить стремления предоставить большую свободу работодателям за счет снижения уровня гарантий трудовых прав работников. Но-реформа трудового права должна обеспечить реализацию имеющихся в законодательстве трудовых прав. Их нарушения в настоящее время исчисляются миллионами2.

Существенным недостатком современного правового регулирования трудовых отношений является отсутствие отлаженного механизма реализации принципов, заложенных в законодательстве. Причин тому много — это и недостаточно четкое разделение решаемых вопросов по уровням нормативных актов, и нестыковка этих актов между собой, и отсутствие специальных органов и процедур, и недостаточный уровень юридической техники, и многое другое.

Сохранение трудового права вполне естественно: эксплуатация труда, для борьбы с которой оно создавалось, не исчезает. Зачастую она принимает лишь новые формы и способы осуществления. Это характерно, в первую очередь, для России, где становление капитализма происходит в агрессивных по отношению к работникам формах.

Решение задач совершенствования трудового законодательства на современном этапе неразрывно связано с поисками оптимальных форм и способов реализации материальных норм трудового права. Поэтому не случайно в науке все чаще обращается внимание на изучение процедурно-правового механизма, на выявление перспектив его развития и оптимизацию конструкции.

Цель исследования состоит в разработке критериев отнесения некоторых норм трудового права и трудовых правоотношений к процедурным, выявлении их признаков, особенностей реализации, установлении круга соответствующих субъектов, анализе недостатков и потенциала советского и российского законодательства, содержащего процедурные нормы; формулировании предложений по совершенствованию нормативной базы.

В связи с этим в диссертации были поставлены следующие основные задачи:

— установить критерии отнесения некоторых норм трудового права и

трудовых правоотношений к категории процедурных;

-исследовать признаки и роль процедурных норм и правоотношений в трудовом праве;

— выявить особенности реализации процедурных норм трудового

права;

— определить круг субъектов процедурных правоотношений;

— проанализировать трудовое законодательство, содержащее процедурные правила и выработать рекомендации по совершенствованию норм, регулирующих соответствующие отношения.

Предмет исследования составляют такие понятия и явления, как норма права; трудовое правоотношение; процедурная норма трудового права; реализация процедурных норм; процедурное правоотношение; субъекты процедурных правоотношений; содержание процедурных правоотношений; основания возникновения, изменения и прекращения процедурных правоотношений.

Научная новизна диссертации выражается в том, что впервые в науке трудового права осуществлено комплексное исследование процедурно-правовых норм и правоотношений, выявление их роли в осуществлении и защите трудовых прав наемных работников в соответствии с требованиями нового Трудового кодекса Российской Федерации. Автором проведен сравнительный анализ основных источников трудового законодательства Кодексов 1971 и 2001 г., намечены пути совершенствования трудового законодательства, содержащего процедурные нормы.

Теоретическое и практическое значение исследования. Обосновываемые в диссертации предложения по совершенствованию российского трудового законодательства могут быть использованы как при разработке новых (в том числе локальных) правовых актов, так и при внесении изменений и дополнений в уже действующие.

Ряд положений диссертационного исследования может иметь значение для правоприменительной практики, использоваться в учебном процессе.

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре трудового права Омского государственного университета.

Вопросы диссертационного исследования нашли отражение в четырех опубликованных работах.

Наиболее существенные итоги диссертационного исследования докладывались на научных и практических конференциях, проводимых Омским государственным университетом (1999, 2000, 2002), Томским государственным университетом (2000).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, перечня нормативных актов и постановлений высших судебных органов.

Норма права как регулятор общественных отношений

Из многих, рассматриваемых общей теорией права проблем, одной из особо значимых представляется выявление сущности правовой нормы. Как верно отмечено в литературе, от ее понятия приходится отталкиваться при рассмотрении различных юридических объектов и правильная трактовка ее сущности касается «практических действий огромного числа организаций, должностных лиц и граждан»1.

Вообще нужно сказать, что проблема правовой нормы рассматривается учеными уже достаточно длительное время. Ее пытались решить дореволюционные юристы2, стремятся это сделать и современные исследователи .

Работы последних лет, посвященные пониманию права в современных условиях делают упор на обоснование и раскрытие роли права как властного регулятора общественных отношений в целях формирования цивилизованного гражданского общества и правового государства, осуществления связанных с этим социально-экономических и других реформ, обеспечения и охраны интересов, прав и свобод граждан, воспитания членов общества в духе уважения и строжайшего соблюдения Конституции РФ и законов, укрепления законности.

Поскольку в работе анализируются нормы и правоотношения, а вопрос о самом понятии права спорен, необходимо сначала определить позицию автора по этой проблеме.

Вопрос о том, что есть право, является в теории ключевым, от его решения зависят понимание и трактовка всех иных правовых явлений .

Советские юристы и философы, придерживавшиеся нормативного понимания права, на протяжении многих десятилетий неизменно исходили из марксистского положения о том, что право — это обусловленная материальными условиями жизни, возведенная в закон воля господствующего в данном обществе класса . Такая трактовка права способствовала материалистическому объяснению возникновения и развития права в классовом обществе. Но в конце XX века такой подход к праву как односторонний, ориентированный преимущественно на его принудительную сторону, упрощающий реальные о нем представления, был отсеян самой жизнью

Тем не менее, автор полагает, что вне осознанной, волевой деятельности людей право невозможно. Право всегда есть воля, но не всякая воля есть право (курсив мой — Л.Р.). В самом деле, только через государство «возводится в закон», становясь обязательной для всех, воля не только «господствующего класса», но и других классов, слоев, ipynn данного общества выражающая их интересы и притязания. Стремясь к достижению компромисса между ними, государство учитывает, корректирует многосложную и противоречивую волю общества, придавая ей тем самым всеобщее выражение в виде воли государственной. Кроме того, только государственная воля, объективированная в исходящих от него и охраняемых им установлениях, именуемых юридическими нормами, независима от води отдельных лиц и их объединений и обязательна для всего общества. Так, не является правом воля отдельного индивида, воля тех яли иных социальных групп и даже классов. Не становится сама по себе правом и воля отдельных политических партий и других общественных объединений. И только когда она «выражена как закон, установленный властью» , она становится государственной. Исходя из этого не совсем верной представляется позиция авторов, отрицающих при рассмотрении сущности права категорию воли». Право как государственная воля общества проявляется в реальной жизни не иначе как система официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм . Нормативность объясняет соотношение его сущности и содержания. Если первая состоит в обусловленной всей реальной жизнью государственной воле общества, то второе — составляет именно ее нормативное выражение, как система исходящих от государства и охраняемых им норм права.

Дополнительные публикации:

  • Договор поставки товара

    Добавлено в закладки: 0При оформлении коммерческих сделок необходимо правильно выбрать форму договора. Это даст возможность…

  • Глава III: Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг). Статьи с 27 по 39

    Если вам требуется консультация юриста по вопросам правоприменения закона о защите прав потребителя, позвоните по…

  • Безвозмездность договора поручительства

    Может ли договор поручения быть безвозмездным? Позиция контролеров по этому вопросу неоднозначна, ведь посредничество часто…

  • Новая редакция статьи 16 Закона № 171-ФЗ

    Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26.07.2018 N 310-КГ18-4436 по делу…

  • На какие виды работ требуется допуск СРО

    26.02.2020 Прочитано 9481 раз Система государственного лицензирования отдельных направлений отрасли, связанных с безопасностью строительных объектов,…

Закон
0

Свежие записи

  • Документы
  • Как получить порубочный билет?
  • Исковое заявление о разделе жилого дома в натуре между собственниками
  • Куда обращаться, если не выдают бесплатные лекарства?
  • Как часто нужно проходить осмотры для медицинской книжки?

Свежие комментарии

    Рубрики

    • Закон

    Страницы

    • Карта сайта
    © Авторское право 2020 TG. Все права защищены. The Ultralight by Raratheme.Сайт работает на WordPress .