Советские ГОСТы устарели, они мешают развитию экономики России, заявил глава Росстандарта Алексей Абрамов. Он предложил отменить около 10 тысяч советских ГОСТов, сообщает РИА «Новости».
Реклама
«Бизнесу и развитию экономики мешают устаревшие требования, и здесь слабым звеном являются «советские ГОСТы» — государственные стандарты, принятые до 1991 года», — отметил глава ведомства.
Большинство из отменяемых ГОСТов относится к сфере добровольного применения, и все они в ближайшей перспективе подлежат пересмотру или отмене, уточнил Абрамов.
В экономике оставят только ГОСТы последних лет.
«С 2012 года мы уже сократили средний возраст национального стандарта с 21 до 17 лет. В 2021 году, по поручению министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, мы доведем этот показатель до 11 и даже 10 лет — эта задача решаема», — рассказал глава ведомства.
Вот теперь все наладится
Советские ГОСТы в итоге заменят новыми стандартами. Согласно расчетам Росстандарта, использование обновленных стандартов подтолкнет российские предприятия к обмену лучшими практиками и переходу на современную техническую политику.
Эту метоморфозу можно назвать удивительной.
Советские стандарты качества считались едва ли не самыми передовыми в мире и самыми жесткими для соблюдения бизнесом.
То есть они были разработаны с учетом максимальной защиты интересов потребителей товаров и услуг. «Советское — значит отличное». Некоторые производители до сих выстраивают на ностальгии по СССР масштабные маркетинговые стратегии. Теперь власти заявляют, что эти стандарты мешают экономике, и призывают не молиться на советское. А что взамен? И не внесет ли внедрение новых стандартов путаницу?
Например, в системе общепита, где ситуация со стандартами очень противоречива. Федерация рестораторов и отельеров и «Опора России» направили в понедельник в Роспотребнадзор «Концепцию санитарно-эпидемиологического надзора деятельности предприятий ресторанной сферы». Рестораторы считают, что действующие нормы СанПиНа должны быть сокращены до минимальных и переведены в разряд рекомендательных. А надзор за общепитом предлагается свести к проверке соблюдения требований техрегламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции».
Но при этом известно, что не все страны Евразийского экономического союза внедрили регламенты в полном объеме.
Или, например, с 1 июня прошлого года начал действовать новый стандарт дорожной разметки. Он разрабатывался по заказу Росавтодора. Вступивший в силу ГОСТ стандартизирует виды разметки, но не регламентирует их применение — оно продолжит осуществляться по ГОСТ Р 52289-2004. Отмечается, что этот стандарт также находится в процессе переработки, которую заказал Росавтодор.
«Для пользователя автомобильных дорог почти никаких крупных изменений не произойдет, потому что вступающий в силу ГОСТ устанавливает только технические требования к дорожной разметке», — заявлял ранее гендиректор ЦИТИ «Дорконтроль» Владислав Свежинский.
Он добавил, что новый стандарт регламентирует цвет, размер и конфигурацию дорожной разметки, однако не упоминает, где она должна применяться.
Получилось так, что стандарт вступает в действие, а правила применения с выпуском задерживаются.
Новый ГОСТ дорожной разметки, напомним, внедрит желтые, как, например, в США, и синие полосы на дорогах. Согласно новому документу, все основные виды дорожной разметки, разделяющей потоки и полосы движения, могут быть как белого, так и желтого цвета. Помимо этого, в синий цвет могут быть выкрашены прерывистые линии, используемые для направления движения на перекрестках.
Также документом официально вводится разметка типа «вафельница», на которой запрещено стоять, если впереди затор. Но даже оперативное внесение изменений в документы не гарантирует, что так же оперативно появится новая разметка. Это связано с тем, что принятые решения должны пройти через ряд инстанций, после чего документ попадает к исполнителю — ГБУ «Автомобильные дороги».
В отношении предпринимателей действительно действует огромное число довольно абсурдных требований, которые на деле не исполняются, отмечает Геннадий Николаев, эксперт Академии управления финансами и инвестициями. «Абсурдны такие нормы, как обязательная длина компьютерного шнура или наличие подставки для ног и т. д. В случае проверки предприятие могут оштрафовать за несоблюдение норм, так что отмена ГОСТов как элемент борьбы с административной нагрузкой на бизнес вполне оправдана», — говорит эксперт.
Кроме того, солидная часть продукции, на которой присутствует маркировка «ГОСТ», на самом деле никаким нормам не соответствует, а надпись используется лишь в маркетинговых целях, отмечает эксперт.
Николаев считает, что введение штрафов в отношении подобной деятельности в совокупности с восстановлением доверия к системе национальных стандартов пойдет лишь на пользу.
Многое будет зависеть от лиц, занимающихся модернизацией требований. Без привлечение к работе по замене стандартов представителей профессиональных ассоциаций ситуация по некоторым направлениям может даже ухудшиться, заключает Николаев.
По словам Абрамова, большинство из устаревших ГОСТов относятся к сфере добровольного применения и были приняты до 1991 года.
Алексей Абрамов: «Бизнесу и развитию экономики мешают устаревшие требования, и здесь слабым звеном являются «советские ГОСТы» госстандарты, которые были приняты до 1991 года. Большинство из них относится к сфере добровольного применения, и все они в ближайшей перспективе подлежат пересмотру или отмене».
Средний возраст национального стандарта с 2012 года был сокращен с 21 до 17 лет. В 2021 году его, по поручению министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, планируется сократить до 1011 лет.
В ведомстве считают, что использование обновленных стандартов подтолкнет предприятия к обмену лучшими практиками и позволит перейти на современную техническую политику.
Ранее программа НТВ «НашПотребНадзор» рассказывала, что ГОСТ вовсе не означает идеальный рецепт. Он создавался, чтобы обеспечить интересы государства, а вовсе не потребителей. Некоторые госстандарты действительно не менялись с советских времен. Кроме того, если на упаковке написано «ГОСТ», это может означать, например, что по ГОСТу сделана этикетка, а вовсе не то, что под ней.
По материалам: РИА Новости.
Реформы в России часто идут не столь успешно, как этого хотелось бы чиновникам. Громкие цели и почти всякое отсутствие результата — таково, к примеру, краткое содержание реформы системы ГОСТов, которая стартовала еще в 2002 году. Администрация президента Дмитрия Медведева, отчаявшись, предлагает просто скопировать все лучшее у соседей. В противном случае реформирование системы ГОСТов в России затянется даже не на годы и десятилетия, а на столетия.
Название Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование), созданного в 2003 году, в текущем, 2009 году чаще звучало не в связи с реформой ГОСТов, а в связи с делом о мошенничестве. В Дорогомиловском суде Москвы слушалось дело о попытке продажи должности руководителя Ростехрегулирования. Мошенники предлагали московскому бизнесмену, который проходил по делу потерпевшим, купить вожделенную должность за 17 миллионов рублей. Все это время «вакантную» должность занимал Григорий Элькин — он, естественно, знать не знал, что его креслом торгуют.
Впрочем, кресло это действительно может оказаться вакантным, либо вовсе исчезнуть. В ноябре президент России Дмитрий Медведев выразил недовольство по поводу работы Ростехрегулирования, заявив, что это ведомство стоило бы распустить. Причиной столь резкого высказывания стала ситуация с законом «О техрегулировании» — основным документом, регулирующим реформу ГОСТов в России. Медведев полагает, что необходимо «предложить радикальные меры по изменению правил, касающихся издания норм технического регулирования», и даже не исключает, что для решения проблемы может потребоваться отмена закона. «Здесь беда какая-то», — констатировал президент. Лучше и не скажешь.
Бедовая реформа
Ростехрегулирование — это бывший Госстандарт, сменивший вывеску в начале 2000-х совсем не зря. Дело в том, что федеральное агентство разрабатывает государственные стандарты — ГОСТы (вернее — национальные стандарты, но об этом ниже), без которых в России нельзя ни строить, ни заворачивать консервы, ни рубить мясо. ГОСТов в России (так называемых ГОСТ Р) — десятки тысяч, и агентство утверждает по доброй сотне новых ежемесячно. Между тем, систему ГОСТов в России планировали заменить техническими регламентами еще в 2002 году, когда и был принят новый закон о техническом регулировании.
Предполагалось, что закон заменит 170 тысяч существовавших на тот момент ГОСТов несколькими сотнями техрегламентов — обязательных, но регулирующих лишь минимальные требования к безопасности товаров. Однако национальные стандарты, большинство из которых были приняты еще в СССР, закон «О техрегулировании» не отменил, оставив на переходный период (до принятия соответствующих технических регламентов) их обязательными к исполнению.
Освобождение предприятий от устаревших стандартов должно было сделать их более конкурентоспособными. Не вышло.
В законе «О техрегулировании» было указано, что производители могут декларировать соответствие своей продукции стандартам без обязательной сертификации. Однако до 78 процентов всех производимых в России товаров до сих пор подлежат обязательной сертификации. Ежегодно перечень продукции, подлежащей как сертификации, так и декларированию, ежегодно готовит Минпромэнерго и утверждает правительство. Непосредственно сертификацией занимается обширная сеть в системе ГОСТов — аккредитованные Ростехрегулированием 1100 органов по сертификации и 2500 испытательных лабораторий.
Сейчас правительство раздумывает сократить эту долю до 54 процентов, заменив остальное добровольной для компаний декларацией соответствия. Стремиться действительно есть к чему. В Евросоюзе доля сертифицируемой продукции составляет 15 процентов.
Против закона «О техрегулировании», в частности, резко выступили как само Ростехрегулирование, так и строительные организации, потребовавшие отмены закона. В 2007 году Госдума внесла в закон поправки, воскресившие ГОСТы. С тех пор Ростехрегулирование и вся система стандартизации начала восстанавливать свои позиции, хотя и техрегламенты никуда не исчезли (переход на техрегламенты, к примеру, одно из требований ВТО к будущим участникам).
В апреле 2008 года глава Ростехрегулирования Григорий Элькин заявил о намерении разработать проект закона «О стандартизации», регламентирующего порядок разработки и утверждения национальных стандартов. Газета «Коммерсант» сочла это окончательным провалом реформы техрегулирования и возвратом к советской модели ГОСТов.
Уже летом 2008 года замглавы Ростехрегулирования Сергей Пугачев в интервью газете «Время новостей» утверждал, что в техрегламентах выделены обязательные требования, которые необходимо соблюдать, и не более того. А как их достигать и проверять результаты — отражается в нормативных документах более низкого уровня, то есть в ГОСТах. «Я хочу сказать о том, что техрегламент … не самодостаточный документ. Он все равно должен работать в окружении стандартов, о которых мы говорим. Он не заменит эти стандарты», — пояснил тогда Пугачев.
С введением техстандартов отпала бы необходимость в обязательном получении сертификатов соответствия продукции. Это, по мнению Сергея Пугачева, на практике бы привело к «отказу от проверки продукции компетентными независимыми организациями до ее выпуска в обращение». Техстандартам же должен соответствовать лишь итоговый продукт.
Короче говоря, реформа ГОСТов забуксовала. С 2002 по 2008 год были приняты всего два техрегламента, «О безопасности выбросов автотранспорта» и «О требованиях к бензинам», хотя на разработку техрегламентов было выделено 500 миллионов рублей (параллельно, правда, было принято 2 тысячи новых стандартов). В 2008 и 2009 годах ситуация несколько улучшилась — на сегодня в России действует 11 регламентов. Всего же нужно принять около 600 технических регламентов. Не сложно подсчитать, что даже если принимать их по 6 штук в год, то на полный переход от ГОСТов к техрегламентам уйдет 100 лет, учитывая, что их должна одобрять Госдума.
Ростехрегулированию отчасти и самому выгодно сохранение системы стандартов, которая позволяет агентству вполне официально торговать документами, хотя бы и через ФГУП «Стандартинформ». Проблема в том, что разработка стандартов на данный момент является основной функцией агентства, а не дополнительными услугами, чтобы на них можно было подрабатывать. Впрочем, заставить Ростехрегулирование отказаться от прибыльного бизнеса никто пока так и не смог.
Перезагрузка
По словам замглавы Ростехрегулирования Сергея Пугачева, летом 2008 года для того, чтобы «молочный продукт дошел до прилавка, у нас задействовано 503 стандарта, начиная с требований к кормам, удобрениям, ветеринарным препаратам и так далее, включая 188 стандартов на молочную продукцию» («Время новостей»).
В декабре Дмитрий Медведев вновь потребовал от правительства активизировать работу по принятию техрегламентов. «Законопроект («О техрегулировании» – прим «Лента.Ру») оказался нежизнеспособным, и задача ответственных людей это честно признать», — подчеркнул глава государства.
Интерес у Медведева к техрегламентам возник не случайно: на технические регламенты в России возлагают большие надежды. В том числе и президент, который, как известно, выступает за энергосбережение. Последнее можно обеспечить, например, включением во все новые техрегламенты требования энергоэффективности: не прошедшее экзамен оборудование постепенно запретят.
Подобные попытки внедрения инноваций уже были: принятый техрегламент на транспортные средства тоже должен помочь распространить перспективную, с точки зрения российских властей, технологию ГЛОНАСС. Навигаторами, работающими с этой системой, должны быть обязательно оснащены автобусы и грузовики. Это поможет спасателям, к примеру, на случай аварии автобуса в сельской местности — найти его будет легче. Не нравится ГЛОНАСС — пользуйся навигатором GPS, но, будь добр, установи ГЛОНАСС в нагрузку.
Как бы то ни было, Медведев вспомнил о забуксовавшей разработке техрегламентов весьма кстати. Дело в том, что формально правительство уже и сроки поджимают. Систему стандартов закон «О техрегулировании» должен был заменить уже с 1 июля 2010 года.
Заметив интерес Медведева к реформе, к президенту обратились бывшие руководители Госстандарта, предложив просто вернуться к советской системе ГОСТов, одновременно отменив закон «О техрегулировании». Они утверждают, что советская система стандартов признана одной из лучших в мире. Поэтому, полагают эксперты, вместо реформы техрегулирования необходимо было провести модернизацию советских стандартов.
Тем временем администрация Медведева, похоже, нашла выход из положения. В Госдуму был внесен проект поправок в закон «О техрегулировании», которые позволяют правительству вводить временные правила техрегулирования, уже действующие в ЕС или у партнеров по Таможенному союзу — Белоруссии и Казахстана (Астана, кстати, приняла уже 50 техрегламентов, значительная часть которых списана с документов ЕС). Все эти временные правила будут работать до принятия российских регламентов. Поправки президента, как обещают в Думе, будут приняты в ускоренном режиме: за неделю.
Поправки Медведева проблемы с переходом от стандартов к регламентам не решают, как и не являются прививкой от подтормаживания реформы. В Ростехрегулировании уже заявили, что прямое заимствование «чужих» техрегламентов — невозможно.
К нам часто обращаются с вопросами о разнице между ТУ и СТО. Спрашивают о том, что может достаточно применять только ГОСТы для изготовления продукции? Как понять и выбрать подходящий стандарт производства? Нужно ли регистрировать ТУ и СТО? В каких случаях лучше применять ТУ/СТО, а не ГОСТ? Эти и другие вопросы стандартизации мы рассмотрим далее.
На сегодняшний день открывается много частных небольших производств. Чаще всего в таких организациях нет технологов и экспертов по стандартизации. Более того, когда производитель становится «на рельсы» и его оборот превышает несколько десятков миллионов рублей, то даже тогда на таких предприятиях не всегда есть специалисты по контролю качества и разработке технологических процессов изготовления продукции. Хорошо это или плохо не нам судить. Но это факт. Именно поэтому и нужны такие компании, как наша. Мы не являемся технологами различных производств, но в правилах и требованиях конструкторской документации разбираемся.
С целью осуществления ликбеза в данном вопросе и была написана данная статья.
Итак, начнем с расшифровки указанных в заголовке аббревиатур:
ГОСТ – Государственный стандарт.
ТУ – Технические условия.
СТО- Стандарт организации.
Многие уверены, что ГОСТ – это залог высокого качества и безопасности продукции. И, что только ГОСТ обеспечивает «натуральность» продукта.
На самом деле это далеко не так и не всегда. Сейчас не на каждую продукцию или изделие существуют ГОСТы. Появляются товары, которых раньше не было, либо обновляются их свойства и параметры. Также, на сегодняшний день, распространена ситуация, когда ГОСТ не обеспечивает в полной мере современные возможности производителей. Проще говоря, существует много государственных стандартов, которые давно устарели, а новые еще не успели вступить в силу, либо вовсе не утверждены.
К ТУ и СТО у потребителей сложилось весьма предвзятое отношение, вызванное тем, что эта конструкторская документация разрабатывается самим производителем, в отличие от установленного государством ГОСТом, а это значит, что изготовитель может менять на свое усмотрение технологию производства, материалы и сырье, а также требования к хранению, упаковке, срокам годности и т.д., что опять же, по мнению обывателя, неизменно влечет к снижению качества и потребительских свойств.
Однако, такое мнение из области всемирного заговора, а в реальности все гораздо сложнее, чем на первый взгляд.
ГОСТы по-прежнему действуют и являются основными нормативными актами, устанавливающими технические требования производства, правила хранения и транспортировки, методики испытаний и подтверждения соответствия огромного количества продукции.
Несмотря на то, что в данный момент, в связи с деятельностью Евразийского экономического союза, расширению его влияния, а также стран участников, принимаются и вступают в действие технические регламенты, обеспечивающие единые стандарты безопасности, ГОСТы все равно являются основополагающими документами.
Да, да, именно так. Продукция должна соответствовать требованиям технических регламентов, а испытания на их соблюдение проводятся по утвержденным методикам в ГОСТах, принятых в странах ЕАЭС.
И сегодня ГОСТы продолжают разрабатываться и вступать в действие. Старые ГОСТы приводят в соответствие с современными процессами производства, технического прогресса и новыми нормами стандартизации. Государственный контроль по-прежнему имеет место быть и является важнейшей частью производственной деятельности.
Исходя, из вышесказанного возникает вопрос, а зачем тогда нужны эти ТУ и СТО?
Значение ТУ и СТО потребительская среда недооценивает. И конечно, как уже сказано выше, сильно преувеличено мнение о разработке и применении данной документации только лишь с одной целью — это изменение процесса производства для уменьшения издержек, что в результате приводит к значительному ухудшению качества. Такое конечно имеет место быть, но поверьте и по ГОСТу можно производить «отраву».
ГОСТ – это общий стандарт производства однородной продукции, объединенной по схожим потребительским качествам, признакам, назначению и применению.
Технические условия разрабатываются предприятием-изготовителем с целью дополнить существующие ГОСТы и/или установить конкретные технические требования продукции, производимой указанным изготовителем и учитывают ее особенности, характеристики, состав, технические возможности, специфику применения, хранения, транспортировки и т.д. Технические условия разрабатываются также в случае, если на ту или иную продукцию ГОСТов не существует.
Стандарт организации – противоположный ГОСТу норматив, разрабатывается изготовителем с целью установления своих собственных требований по производству продукции. Также, как и ТУ стандартизирует требования к индивидуальным особенностям продукции, произведенной конкретным изготовителем.
Главное отличие ТУ от СТО состоит в том, что первый документ гармонизирует существующие национальные стандарты и «приспосабливает» их под определенную продукцию, а второй является отдельным стандартом, согласованным, утвержденным и принятым только на уровне производителя.
Рассмотрим плюсы и минусы всех трех нормативов.
К сожалению, ГОСТы не способны в полной мере отразить быстроразвивающийся технический прогресс. В мире каждый день появляются все более усовершенствованные способы производства продукции, меняются технологии и применяются более современные решения, способные улучшить качественные составляющие готового изделия, а с другой стороны, снизить расходы без потери качества.
Для разработки, согласования и принятия ГОСТа требуется несколько лет. Поэтому производители самостоятельно разрабатывают конструкторскую нормативную документацию на свои товары. На это уходит гораздо меньше времени, к тому же каждый изготовитель учитывает свои особенности и особенности своей продукции, как было сказано ранее. В этом несомненный плюс ТУ и СТО.
Но стоит отметить, что с точки зрения отличий ТУ от СТО, именно второе можно заподозрить в «махинациях».
Во-первых, по действующему законодательству СТО не требуется нигде регистрировать или даже согласовывать. Т.е. государство, в этом смысле, полностью доверяет изготовителям. И тут уже появляются маневры для недобросовестных производителей. СТО, в отличие от ТУ, внутренний документ для непубличного использования. В нем может отражаться информация, относящаяся к коммерческой тайне или ноу-хау организации. Поэтому вы вряд ли когда-либо сможете увидеть такой документ в свободном доступе.
Во-вторых, ТУ напротив является публичным документом, которые, своего рода, расширяют существующие стандарты, но никак не противоречат им. В соответствии с ГОСТ 2.114-2016 «Единая система конструкторской документации. Технические условия» в пункте 4.4 установлено, что требования, принятые в ТУ, не должны идти вразрез действующим национальным стандартам и нормам, распространяющимся на данное конкретное изделие или продукцию.
Это говорит о том, что ТУ – документ полностью стандартизирован уже существующими нормативными актами.
Что касается регистрации, то, как было сказано выше СТО не подлежит никакой регистрации и согласованию в государственных структурах, также, как и ТУ. Подтверждение этому ГОСТ 2.114-2016 пункт 6, а также ГОСТ Р 51740-2016 «Технические условия на пищевую продукцию. Общие требования к разработке и оформлению» пункт 6, который вступил в действие с 01 января 2018 года.
Возвращаясь к вопросу о выборе того или иного стандарта, то мы в нашей компании больше склоняемся в пользу технических условий и рекомендуем именно их для принятия. Данный документ наиболее понятен, как для производителя, так и для потребителя, а также не имеет разногласий с уставленными государственными стандартами, нормами и правилами. А кроме того, для изготовителя в этом случае существует гораздо более широкое поле по улучшению качества и свойств готовой продукции и при этом сохраняется принцип открытости для потребителя с соблюдением действующих ГОСТов, путем их совершенствования и расширения.