Содержание
- Прокурорский надзор
- ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- Министерство внутренних дел (МВД)
- Следственный Комитет (СК)
- Федеральная служба безопасности (ФСБ)
- Федеральная таможенная служба (ФТС)
- Федеральная служба войск национальной гвардии (Росгвардия)
- ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
- НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ
- Предостережение о недопустимости нарушения закона
Прокурорский надзор
Тихомирова Лариса Александровна
К.ю.н., доцент,
профессор кафедры правовых дисциплин
Казанского филиала ОУП ВПО «АТ и СО»
ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1. Цели и задачи деятельности органов прокуратуры
1.1. Цели и задачи деятельности органов прокуратуры
Являясь единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокуратура Российской Федерации, с одной стороны, выступает гарантом защиты прав граждан, в том числе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в частности, при осуществлении государственного контроля (надзора), с другой стороны, — гарантом защиты публичных интересов. Это обуславливает многоаспектность деятельности органов прокуратуры в различных сферах общественных отношениях.
Многоаспектность деятельности органов прокуратуры проявляется не только в осуществлении разных функций и видов прокурорской деятельности, разных видов прокурорского надзора, характеризующихся спецификой законодательного регулирования предмета надзора (множественностью поднадзорных объектов), но и двойственным по отношению к органам государственного контроля (надзора) характером.
С одной стороны, действия органов государственного контроля (надзора) по исполнению возложенных полномочий получают поддержку со стороны органов прокуратуры. Так, например, прокуратура может инициировать проведение внеплановой проверки. Согласно Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям руководитель органа государственного контроля (надзора) издает приказ, который является одним из оснований для проведения внеплановой проверки.
С другой стороны, органы прокуратуры надзирают за деятельностью органов государственного контроля (надзора) в случаях и в порядке, предусмотренных законом, применяя соответствующие меры прокурорского реагирования.
Согласно Федеральному закону от 17.01.92 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» цель деятельности прокуратуры направлена на:
— обеспечение верховенства закона,
— единство и укрепление законности,
— защиту прав и свобод человека и гражданина,
— защиту охраняемых законом интересов общества и государства.
1.2. Функции и основные направления деятельности органов прокуратуры
Основываясь на требованиях федерального законодательства, к функциям прокуратуры можно отнести:
— надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
— надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
— надзор за исполнением законов судебными приставами;
— надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
— уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
— координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
— возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами;
— участие в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, принесение протестов, представлений на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов;
— осуществление международного сотрудничества, участие в разработке международных договоров Российской Федерации;
— участие в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
— участие в правотворческой деятельности, т.е. возможность внесения в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложений об изменении, дополнении, отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов;
— проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;
— рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений.
Что касается заявлений и жалоб, то они, в том числе, являются одним из поводов для осуществления органами прокуратуры надзорной деятельности. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации. Инструкция разработана в соответствии со ст.10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иным федеральным законодательством. Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах прокуратуры Российской Федерации.
Стоит обратить внимание на то, что цель и задачи прокурорской деятельности не только обуславливают функции прокуратуры, но и определяют основные направления прокурорской деятельности. В связи с чем к числу приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры можно отнести:
— защиту прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора);
— обеспечение единства правового пространства;
— надзорную деятельность;
— государственную и иную предусмотренную федеральным законодательством деятельность, предполагающей участие органов прокуратуры;
— деятельность органов прокуратуры по реализации требований Кодекса РФ об административных правонарушениях;
— согласование внеплановых выездных проверок;
— формирование ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.
Таким образом, прокурорская деятельность охватывает помимо прокурорского надзора и иные виды государственной деятельности.
1.3. Предмет деятельности органов прокуратуры
По общему правилу предметом прокурорской деятельности выступают:
— общественные отношения в сфере организации прокуратуры,
— общественные отношения в сфере определения порядка деятельности прокуратуры,
— общественные отношения в сфере определения полномочий прокуроров, урегулированные нормами федеральных законов.
Министерство внутренних дел (МВД)
Эмблема Министерства внутренних дел РФ
Министерство внутренних дел России (МВД РФ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел, а также выработку и реализацию государственной политики по данным вопросам. МВД, и, в частности, полиция, производят предварительное следствие и дознание по преступлениям небольшой, средней тяжести, а также тяжким преступлениям, не входящим в компетенции других следственных органов. Также МВД занимается оперативно-розыскной деятельностью. Министерство имеет сложную структуру состоящую из многих департаментов и управлений занимающихся конкретными задачами.
В состав МВД России входят:
- Полиция.
- Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения (Госавтоинспекция).
- Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ.
- Главное управление по противодействию экстремизму.
- Главное управление собственной безопасности.
- Главное управление на транспорте.
- Главное управление уголовного розыска.
- Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.
- Главное управление по контролю за оборотом наркотиков.
- Главное управление по вопросам миграции.
- Другие организации и подразделения, осуществляющие полномочия, возложенные на министерство.
Официальный сайт — http://мвд.рф.
Следственный Комитет (СК)
Эмблема следственного комитета РФ
Следственный комитет России (СК РФ) осуществляет в соответствии с действующим законодательством полномочия в сфере уголовного судопроизводства. СК был основан на базе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и начал свою работу с 15 января 2011 года.
Следственному Комитету подследственны уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, не считая подследственных другим ведомствам, например, дела об убийствах. Следователи СК РФ имеют специальные звания. Также в систему Следственного комитета РФ входит Главное военное следственное управление, которое осуществляет следствие по преступлениям совершенным военнослужащими Вооружённых Сил, Национальной Гвардии РФ, ПС ФСБ РФ, а также военнослужащими иных войск, сил, учреждений, формирований. Отсюда следует, что, к примеру, следствие по преступлению, совершённому военнослужащим войск Национальной гвардии, осуществляется именно сотрудниками Следственного комитета. Также данное правило распространяется и на лиц призванных на военные сборы и гражданский персонал Вооружённых Сил, ПС ФСБ РФ, иных войск сил, учреждений, формирований.
В Следственный Комитет РФ входят:
- Центральный аппарат СК России.
- Территориальные следственные органы (включая военные).
- Организации и подразделения, созданные для выполнения задач, возложенных на СК России.
- Образовательные учреждения и научные организации системы СК России.
Официальный сайт — http://sledcom.ru/.
Федеральная служба безопасности (ФСБ)
Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ, наследница КГБ) осуществляет предварительное следствие и дознание по ограниченному кругу преступлений, угрожающих безопасности страны и жизни её граждан, таких как терроризм и шпионаж. Служба наделена правом ведения предварительного следствия и дознания, оперативно-розыскной и разведывательной деятельности. Дознаватели Пограничной Службы ФСБ РФ также занимаются дознанием по ограниченному кругу преступлений. Служба находится в непосредственном подчинении Президенту России.
В состав ФСБ РФ входят:
- Аппарат Национального антитеррористического комитета (НАК).
- Служба контрразведки (СКР).
- Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом (СЗКСиБТ) в которую входят спецподразделения «А» («Альфа») и «В» («Вымпел»).
- Служба экономической безопасности (СЭБ).
- Служба оперативной информации и международных связей (СОИиМС).
- Пограничная служба (ПС).
- Следственное управление.
Официальный сайт — http://www.fsb.ru/.
Федеральная таможенная служба (ФТС)
Эмблема ФТС
Федеральная таможенная служба России осуществляет функции по контролю и надзору в области таможенного дела и валютного контроля, а также специальные функции по борьбе с контрабандой и иными преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного законодательства. ФТС входит в Министерство финансов России. В неё входят все региональные таможенные управления, таможенные службы и таможни.
Службы ФТС возбуждают уголовные дела и проводят неотложные следственные действия по ряду статей УК РФ, связанных с перемещением товаров через границу, а также с международными финансовыми операциями. Они проводят дознание по делам об уклонении от уплаты таможенных платежей и незаконном перемещении через границу денежных средств физическими лицами. Также они занимаются оперативно-розыскной деятельностью.
В ФТС РФ входят:
- Региональные таможенные управления.
- Региональные таможни.
- Таможенные посты.
- Таможни центрального подчинения.
Официальный сайт — http://www.customs.ru/.
Федеральная служба войск национальной гвардии (Росгвардия)
Эмблема войск национальной гвардии РФ
Основная статья: Росгвардия
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является органом исполнительной власти по управлению военизированными подразделениями, выполняющими задачи внутри страны, такие как: охрана общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, обеспечение территориальной целостности РФ, помощь армии в обороне России от внешнего противника и др. Служба находится в ведении Президента Российской Федерации.
В состав службы входят подразделения, которые ранее входили в МВД:
- Собственно Росгвардия (создана на основе Внутренних Войск МВД).
- Специальные отряды быстрого реагирования (СОБР).
- Отряды мобильные особого назначения (ОМОН).
- Вневедомственная охрана (ОВО).
- Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации, и авиационные подразделения.
Официальный сайт — http://www.rosgvard.ru/.
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
2.1. Особенности правового регулирования
2.1. Особенности правового регулирования
Нормативные правовые акты, определяющие предмет прокурорской деятельности, можно классифицировать следующим образом:
— нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования в определенной сфере хозяйственной и иной деятельности, например, в сфере промышленной, экологической и энергетической безопасности, экологические, строительные, санитарные и иные правила и нормы;
— нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере осуществления контрольно-надзорных полномочий исполнительными органами государственной власти;
— нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере организации и порядка деятельности органов прокуратуры, а также определяющие полномочия прокуроров;
— нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).
Безусловно, федеральные законы занимают особое место в системе таких нормативных правовых актов.
При этом организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются наряду с Конституцией Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, исключительно федеральными законами. Это, прежде всего — Федеральный закон от 17.01.92 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ и др.
Следует отметить, что на прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.
Вместе с тем важное значение в реализации требований федеральных законов имеют и подзаконные нормативные правовые акты, которые охватывают предмет прокурорской деятельности.
Пределы прокурорского надзора — это ограничения, установленные для надзорной деятельности прокуратуры. В первую очередь, федеральные законы устанавливают ограничения относительно объектов надзора и оснований для его осуществления. Кроме того, под пределами прокурорского надзора понимается объем возлагаемых на прокуроров полномочий.
2.2. Основные направления прокурорского надзора
В рамках прокурорского надзора можно выделить основные его направления:
— соответствие законам правовых актов, издаваемых уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами;
— соблюдение законов;
— соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе осуществления государственного контроля (надзора);
— соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе осуществления регистрационных и лицензионных процедур;
— исполнение административного законодательства при привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к ответственности.
В зависимости от сферы законодательного регулирования, которая становится предметом прокурорского надзора, можно представить иную классификацию основных направлений прокурорского надзора:
— основные направления прокурорского надзора при издании нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие области общественных отношений;
— основные направления прокурорского надзора при осуществлении соответствующего вида государственного контроля (надзора);
— основные направления прокурорского надзора за законностью мер, принимаемых органами государственного контроля (надзора).
Первоочередные задачи органов прокуратуры при осуществлении надзорной деятельности:
— реализация механизмов, гарантирующих защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора);
— своевременное выявление и устранение препятствий, ущемляющих (нарушающих) права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора);
— своевременное и надлежащее выполнение органами, осуществляющими государственный контроль (надзор), возложенных на них полномочий;
— привлечение виновных лиц к предусмотренной законом ответственности;
— принятие исчерпывающих мер прокурорского реагирования и восстановление нарушенных прав и интересов.
2.3. Виды прокурорского надзора
Раздел III Федерального закона от 17.01.92 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» регламентирует вопросы прокурорского надзора.
Собственно прокурорский надзор включает в себя:
— надзор за исполнением законов (глава 1 раздела III);
— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (глава 2 раздела III);
— надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие (глава 3 раздела III);
— надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (глава 4 раздела III).
В свою очередь, область законодательного регулирования, которая становится предметом прокурорского надзора, предопределяет специфику его осуществления.
Так, например, в рамках экологического или технологического надзора осуществляется надзор за соблюдением достаточно объемного количества нормативных правовых актов, регулирующих различные сферы общественных отношений. Тем самым специфика указанных видов надзора, характеризующаяся множественностью поднадзорных объектов, предопределяет и специфику прокурорского надзора за исполнением такого законодательства.
Особенности организации прокурорского надзора в отдельных сферах деятельности и отраслях российского законодательства определяются соответствующими приказами Генпрокуратуры России, например:
— приказ Генпрокуратуры России от 29.09.2011 N 320 «Об организации надзора за исполнением законов в оборонно-промышленном комплексе»;
— приказ Генпрокуратуры России от 15.07.2011 N 211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере»;
— приказ Генпрокуратуры России от 10.02.2011 N 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера и их последствий»;
— приказ Генпрокуратуры России от 09.06.2009 N 193 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах» и др.
Приказом Генпрокуратуры России от 07.05.2008 N 84 разграничивается компетенция территориальных, военных и других специализированных прокуратур. В частности, определена компетенция:
— прокуроров субъектов РФ;
— прокуроров по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах;
— прокуроров по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях;
— природоохранных прокуроров (на правах районных) в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации;
— транспортных прокуроров;
— Волжского межрегионального природоохранного прокурора (на правах прокурора субъекта Российской Федерации);
— прокуроров ЗАТО Межгорье и комплекса Байконур (на правах прокуроров субъектов Российской Федерации);
— военных прокуроров.
2.4. Объект прокурорского надзора
По общему правилу объектами прокурорского надзора являются:
1) органы государственной власти, а также хозяйствующие субъекты:
— федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти,
— представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации,
— органы местного самоуправления,
— органы военного управления,
— органы контроля, их должностные лица,
— субъекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания,
— органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций;
2) правовые акты, принимаемые указанными выше органами и должностными лицами.
НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ
3.1. Предмет надзора
3.1. Предмет надзора
Предметом надзора за исполнением законов являются:
— соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
— соответствие законам правовых актов, издаваемых вышеуказанными органами и должностными лицами.
Приказом Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 утвержден порядок организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Приказом Генпрокуратуры России от 02.10.2007 N 155 определены меры по организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.
3.2. Проверки исполнения законов
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Так, п.6 приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» определяет следующие основания для проведения проверки исполнения законов:
— поступившая в органы прокуратуры информация (обращения граждан, должностных лиц, сообщения средств массовой информации и т.п.),
— другие материалы о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь — для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите,
— материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел,
— результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики,
— другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.
При этом надзор за законностью правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, осуществляется независимо от поступления информации о нарушениях законности (п.3 приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195).
Надзор за законностью правовых актов обеспечивается посредством:
— участия в заседаниях законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, периодические проверки;
— взаимодействия органов прокуратуры с представительными органами;
— участия прокуратуры в правотворческом процессе (разработка законопроектов, имеющих принципиальное значение, подготовка заключений на законопроекты, выступления на заседаниях и др.).
3.3. Полномочия прокурора
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
— по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, являющихся объектами надзора за исполнением законов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
— требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом:
— возбуждает производство об административном правонарушении,
— требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности,
— предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами:
— освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
— опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
— вносит представление об устранении нарушений закона.
Должностные лица проверяемых органов обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.
В соответствии с приказом Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» прокуроры:
— принимают меры к повышению ответственности руководителей предприятий за несоблюдение трудовых прав граждан (п.7.2 приказа);
— пресекают факты незаконного применения к гражданам административного задержания, штрафов и иных мер административной ответственности, используя предоставленное ст.22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» право освобождать своим постановлением лиц, необоснованно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов (п.7.4 приказа);
— обеспечивают надлежащее взаимодействие с уполномоченными контролирующими органами в целях предупреждения, выявления и пресечения правонарушений экономической направленности, в первую очередь — со Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными палатами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (п.8.1 приказа);
— по каждому факту экологического правонарушения ставят вопросы об ответственности виновных лиц и взыскании причиненного материального ущерба (п.9 приказа);
— в надзоре за исполнением законов контролирующими органами первостепенное значение придают выполнению ими обязанностей по выявлению и пресечению правонарушений. Требуют в необходимых случаях выделения специалистов для выяснения возникших вопросов. Проверяют законность и полноту принятых этими органами мер по устранению нарушений и привлечению виновных к ответственности. В случае бездействия органов контроля ставят вопрос об ответственности их руководителей (п.10 приказа);
— при осуществлении надзора за исполнением законов должностными лицами федеральных, региональных, местных органов власти оценивают правомерность принимаемых в отношении граждан решений по жалобам на действия подчиненных организаций (п.11 приказа);
— в случаях выявления нарушений прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным уважительным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, используют полномочия, установленные ст.45 ГПК РФ (п.12 приказа);
— для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений в соответствии с положениями п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ выносят мотивированное постановление о направлении материалов общенадзорной проверки в следственный орган или орган дознания (п.18 приказа);
— при обнаружении пробелов и противоречий в действующем законодательстве вносят в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов. В случае выявления несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации
Предостережение о недопустимости нарушения закона
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
См. также
- Прокуратура
- Прокурор
Примечания
- Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1
- Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18.12.2001 N 174-ФЗ
- Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ) от 14.11.2002 N 138-ФЗ
- Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ
Суды
Эмблема Верховного суда РФ
Основная статья: Судебная система России
Судебная система в России осуществляет правосудие и конституционный контроль на всей территории страны. Согласно принципу разделения властей в России действует самостоятельная и независимая судебная власть, состоящая из судов различных инстанций, которые и образуют судебную систему России.
В состав судебной системы РФ входят:
- Верховный суд РФ (ему подчинены Общие (территориальные) и Военные суды).
Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским делам, по разрешению экономических споров, по уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом. Верховный суд РФ осуществляет судебный надзор за деятельностью этих судов и даёт разъяснения по вопросам судебной практики. Верховному суду подчиняются все суды на территории России, в их числе: арбитражные суды, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Также в 2014 году, Верховному суду были переданы полномочия Высшего Арбитражного суда РФ (ВАС РФ). Официальный сайт — http://www.vsrf.ru/.
- Конституционный суд РФ (КС РФ)
Конституционный суд России является самостоятельным и независимым судебным органом конституционного контроля, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. КС РФ разрешает вопросы о толковании Конституции РФ, о соответствии законодательных и нормативных актов Конституции РФ, о конституционности применения тех или иных законов в конкретных случаях. Официальный сайт — http://www.ksrf.ru/.
Нотариат
Нотариат России — это правовой институт, органы которого выполняют обязанности по удостоверениям сделок и приданию юридической силы различным документам от имени Российской Федерации.
Согласно российским законам нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.
Официальный сайт — http://notariat.ru/.
См. также
- Судебная система России
- Правительство России
Ссылки
- Общая характеристика правоохранительных органов России
Россия | |||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|