Содержание
- Как получить доступ к данным?
- Где можно овладеть информацией о приватизации жилья?
- Справка о приватизации: где достать?
- Получение информации через отдел приватизации
- Ошибка в договоре приватизации – как исправить?
- Полезное видео
- Альтернативный вариант
- Ограничения
- Можно ли получить информацию бесплатно?
- Сроки оформления
- Где еще можно получить справку?
- Как оформляется приватизация?
- Какие документы нужны для приватизации жилья по договору социального найма?
- Как восстановить потерянное? Где получить дубликат?
- В заключение
При покупке жилой недвижимости у многих возникает вполне закономерный вопрос: как узнать, квартира приватизированная или нет? Под приватизацией сегодня понимают владение собственностью частным лицом. Данная процедура необходима для того, чтобы была возможность как можно эффективнее управлять недвижимым имуществом.
В зависимости от типа объекта можно выделить приватизацию квартиры, имущественных предприятий или земельных участков. Данная тема актуальна в основном для наследников, занимающихся продажей недвижимости. В данной статье речь подробно будет идти о том, как определить, приватизирована квартира или нет.
Как получить доступ к данным?
Большая часть жилой недвижимости в России сегодня находится в частных руках. В 1991 году вступил в силу Закон о приватизации. С тех пор граждане Российской Федерации получают право владеть используемыми жилыми помещениями. Однако, существует небольшой процент недвижимости, которая продолжает оставаться во владении у государства или муниципалитета. Именно по этой причине приватизация жилья без взноса денег была продлена до 2018 года. Данное постановление парламент принял потому, что большинство владельцев жилья, проживающих в ветхих или аварийных помещениях могут остаться без права изменения формы собственности. Те, кто стоит на учете, как нуждающийся в жилой площади, может не успеть воспользоваться своим правом на приватизацию квартиры.
После прохождения процедуры приватизации жилья собственники могут свободно осуществлять сделки по купле-продаже имущества, а также по передаче его по наследству.
Где можно овладеть информацией о приватизации жилья?
Самым простым способом получения такой информации является запрос в Росреестр. Данный способ подходит, если жилое помещение было приватизировано до 31 января 1998 года и после этого являлось объектом сделок по купле/продаже, обмену или дарении. Необходимую документацию можно найти в Едином государственном реестре прав на недвижимость или ЕГРП. Обсуждаемая база была основана в 1998 году. Ее целью является упрощение государственного контроля над проведением различных сделок с недвижимостью. Также здесь можно найти информацию о наличии обременений и арестов на имущество.
Абсолютно каждый гражданин РФ имеет право получить информацию об интересующем его объекте недвижимости. Все, что для этого нужно, это показать документ, удостоверяющий личность, заявление на запрос информации и чек об уплате государственной пошлины. Для юрлиц перечень необходимых документов значительно шире. Им потребуется свидетельство о государственной регистрации организации, устав, выписка из ЕГРП, документы о присвоении индивидуального номера налогоплательщика, паспорт представителя организации и доверенность.
Справка о приватизации: где достать?
Выписка из ЕГРП изготавливается в течение 30 дней. Информация достоверна на 100% только после получения бумаги. Заинтересованным гражданам документ необходимо принести чем быстрее, тем лучше. Если в базе ЕГРП нет данных, значит, скорее всего, форма собственности не менялась вообще или же была оформлена раньше 1998 года.
Получение информации через отдел приватизации
Как проверить приватизирована квартира или нет? Есть и еще один способ получить интересующую вас информацию. Для этого необходимо обратиться в Регистрационную палату и заполнить специальную форму заявления. Бланк вы можете получить у сотрудника отдела. К документу необходимо приложить копию паспорта заявителя. Юридическим лицам придется предоставить больше документов: свидетельство о регистрации компании, учредительный договор, устав и нотариально оформленную доверенность. Оплатить государственную пошлину вы можете в кассе регистрационной палаты.
После этого сотрудник выдаст вам расписку о том, что информация была принята на обработку. На ней указывается срок, в который вам будет предоставлена выписка. Как правило, он составляет трое суток. После прохождения этого времени вам необходимо будет прийти с паспортом и распиской в Росреестр и забрать оригинал выписки. На этом документе обязательно должна стоять подпись регистратора.
В справке о приватизации квартиры содержится следующая информация:
- наименование;
- назначение;
- площадь;
- кадастровый номер;
- адрес месторасположения;
- фамилии, имена, отчества правообладателей;
- доля правообладателей;
- ограничения;
- наличие договоров долевого участия;
- данные о действующих судебных требованиях.
Вся эта информация предоставляется на платной основе. Сумма в квитанции будет зависеть от того, кто запрашивает информацию. Физические лица платят 200 рублей, юридические – по 600 рублей.
Ошибка в договоре приватизации – как исправить?
Совет быть внимательным при заполнении заявлений является особенно актуальным в процессе приватизации. К сожалению, поменять данные в итоговых документах не так-то просто. Согласно 262 статье Гражданского Кодекса вам придётся обращаться в суд.
ВАЖНО! Несовпадение данных договора и других документов (например, имени или любой другой информации) нужно обязательно исправить!
Этот процесс потребует немало времени, поэтому лучше сразу не допускать никаких ошибок, а указанные в заявлениях данные проверять несколько раз.
Полезное видео
Подробнее об упразднении выдачи свидетельства смотрите в новостном ролике:
Давайте подытожим. По завершении передачи собственности у вас на руках должен быть договор о приватизации и выписка из Росреестра.
Если вы не знаете, какие документы выдают после приватизации квартиры, обратитесь в Жилищный отдел района и отделение Росреестра. Все нужные бумаги выдают там.
Свидетельства о праве собственности были упразднены в 2016 году, однако если вы успели его получить, то специально менять его не нужно. При потере документов вам потребуется обратиться в БТИ и оплатить госпошлину.
Если при составлении договора были допущены ошибки, то вам придётся устанавливать принадлежность документов через суд.
Альтернативный вариант
Где узнать приватизирована квартира или нет? Одним из ключевых моментов при решении данной проблемы является время, когда была изменена форма собственности. Закон о приватизации вступил в силу в 1991 году. Следующие семь лет эти вопросы решало Бюро технической инвентаризации (БТИ). В каждом отделе приватизации регламентирован собственный порядок выдачи справок и получения информации. По этой причине, если в базе данных ЕГРП отсутствует необходимая информация, то вам нужно будет обратиться в БТИ.
Ограничения
При оформлении выписок через бюро технической инвентаризации следует учитывать один очень важный момент. Дело в том, что эта организация предоставляет информацию далеко не всем заинтересованным гражданам. Обратиться к ним могут только владельцы жилья и их доверенные лица. В качестве последних могут выступать наследники, имеющие право на получение жилой площади по завещанию или закону. Также получателем информации могут быть органы государственной власти, правоохранительные и судебные инстанции в рамках рассмотрения текущих дел, органы статистического учета, налоговая инспекция, учреждения юстиции и прочие лица, имеющие разрешение на получение такого рода данных.
Можно ли получить информацию бесплатно?
Можно ли узнать приватизирована квартира или нет через интернет? Есть и совсем элементарный способ. Достаточно просто взглянуть на квитанции об оплате услуг ЖКХ. В ней должна стоять строка «Наем». Если квартира приватизирована, то здесь будут стоять прочерки. Если же жилая площадь находится в собственности у государства или муниципалитета, то здесь будет указана сумма, которая уплачивается по договору социального найма.
Сроки оформления
Как правильно оформить все бумаги? Где можно приватизировать квартиру? Весь процесс занимает два месяца. Чтобы сделать запрос, совершенно не обязательно обращаться в отдел приватизации. Подать заявление можно используя официальный сайт Росреестра. Для этого достаточно выбрать раздел «Государственные услуги» на главной странице сервиса и найти пункт «Регистрация прав на недвижимость».
В появившемся окне необходимо заполнить форму, используя следующий алгоритм:
- Вид – выписка о зарегистрированных правах на недвижимость с общедоступными сведениями.
- Внести всю информацию по интересующему объекту.
- Выбрать вариант получения информации: по почте в бумажном виде, через территориальный отдел приватизации, в электронном виде.
- Внесение информации о заказчике. Тут следует указать, кем является заявитель, написать его фамилию, имя, отчество, паспортные данные, а также поставить галочку рядом с окошком о согласии на обработку персональных данных.
- Следующий этап требует прикрепления сканов документов. Для начала необходимо выбрать тип бумаги: это может быть паспорт или доверенность. После этого необходимо нажать на кнопку «Добавить» и выбрать пункт «Перейти к проверке данных».
- Если все в форме было заполнено верно, то можно отправить на обработку информацию. На странице тут же отобразится номер зарегистрированной заявки, который нужно заполнить. После этого с его помощью вы сможете узнать статус обработки заявления, используя сайт.
- На ваш адрес электронной почты придет письмо с кодом платежа. Заказ можно оплатить, также используя сайт. Для этой цели в письме используется ссылка «Указать код», после нажатия на которую откроется окно с различными способами оплаты. Вам необходимо выбрать тип платежа. В течение 10 рабочих дней следует перевести деньги.
Если все этапы были выполнены правильно, в конечном итоге вам будет отправлена справка о приватизации.
Где еще можно получить справку?
Как узнать, квартира приватизированная или нет? При необходимости вы можете воспользоваться услугами сторонних организаций. Если у вас нет желания идти в отдел приватизации, все необходимые данные вы можете получить через онлайн-заказ в специальных посреднических организациях. Они берут за свои услуги достаточно высокую комиссию, да и сроки подготовки информации достаточно большие. Однако такой вариант подходит тем, кто не хочет самостоятельно обходить все государственные учреждения.
Как оформляется приватизация?
Что нужно сделать, если вам нужна приватизированная квартира? Какие документы должны быть для этого? Весь процесс включает в себя несколько этапов. Для начала необходимо подготовить ряд документов и отнести их в многофункциональный центр или БТИ. Для начала вам потребуется договор социального найма или ордер. Заказать эти документы можно через единый информационно-расчетный центр. Далее обращаемся в БТИ за получением технического паспорта квартиры. В кадастровом паспорте указывается информация о площади, планировке, объеме и этаже.
В паспортном столе можно получить выписку из домовой книги о зарегистрированных гражданах. Изготавливается она в течение двух недель. Выписка из ЕГРП на объект недвижимого имущества оформляется в МФЦ после уплаты государственной пошлины. Ожидать необходимые бумаги придется 7-30 дней в зависимости от того, для какой цели запрашивается информация. Для того чтобы стать владельцем лицевого счета на жилье, необходимо посетить бухгалтерию паспортного стола. Если за владельцем числится долг за уплату коммунальных услуг, то документы не возьмут на оформление. Также если вы доверяете регистрацию незнакомому гражданину, необходимо посетить юриста и оформить доверенность.
Какие документы нужны для приватизации жилья по договору социального найма?
Для перевода квартиры в частную собственность понадобится собрать довольно внушительный пакет документов. При этом единого утвержденного их перечня не существует, так как он может зависеть от вида помещения, региона его нахождения, статуса лиц, оформляющих жилье, а также иных обстоятельств.
К числу же документов, которые чаще всего необходимы в ходе приватизации жилья, относятся:
- договор соц. найма и ордер на жилище;
- паспорта всех лиц старше 14 лет, зарегистрированных в квартире, и свидетельства о рождении детей, которым не исполнилось 14 лет;
- выписка из домовой книги (расширенная), в которой перечисляются все лица, когда-либо прописанные по данному адресу;
- справка об отсутствии задолженности по оплате услуг ЖКХ;
- справка с указанием данных предыдущих паспортов (если начиная с 1991 года лица, оформляющие квартиру, меняли свои паспорта);
- архивные справки о прописке с каждого предыдущего места жительства в РФ (если с 1991 г. гражданин менял место жительство) — они необходимы для проверки факта неиспользования права на приватизацию жилья;
- нотариально заверенный отказ от участия в приватизации, если кто-либо из жильцов не хочет оформлять на себя квартиру;
- технический паспорт помещения (изготавливается в БТИ);
- кадастровый паспорт жилища (оформляется в Кадастровой палате);
- выписка о правах на квартиру (выдается Росреестром).
Как восстановить потерянное? Где получить дубликат?
Бывают случаи, когда документы на недвижимость теряются или приходят в негодность. Например, вам нужна справка о приватизации квартиры, где получить документ вы не знаете. Восстановлением следует заняться как можно скорее, ведь без них вы не сможете провести какую-либо сделку.
Эта процедура не потребует больших материальных затрат, всё что нужно – собрать паспорта всех участников процесса и иметь средства для оплаты небольшой госпошлины.
Выписку можно не восстанавливать, а просто заказать новую. Восстановление же договора, как и восстановление ордера, потребует немного больших усилий:
-
обратиться в Бюро Технической Инвентаризации с заявлением о выдаче дубликата.
Вам нужно будет указать причину потери оригинала – кража, порча и т. д.
Найти ближайший БТИ можно с помощью официального сайта, на котором есть раздел с картой филиалов;
-
оплатить госпошлину, которая составляет стоимость восстановления договора; оплату можно производить как через кассу учреждения, так и через любой коммерческий банк; размер госпошлины зависит от региона проживания;
- получить дубликат договора; сроки восстановления зависят от загруженности центра – зачастую они составляют 1–2 недели.

ВАЖНО! Если передача собственности была долевой, то прийти в БТИ должны будут все участники процесса. Для экономии времени запишитесь в БТИ заблаговременно.
Звоните юристу
Подберем специалиста за вас
8 (499) 350-97-63 — Москва
8 (812) 309-74-28 — СПб
В заключение
Представленная в данном обзоре информация будет полезна тем, кого интересует оформление приватизации. Сама по себе процедура изменения формы собственности отнимает достаточно много времени. Даже одна доля в приватизированной квартире играет большую роль. Ведь без согласия всех собственников ни одна сделка с имуществом не может быть совершена.
Перед началом процедуры оформления документов следует получить всю необходимую информацию. Как узнать, квартира приватизированная или нет? Для этой цели следует подать запрос в Росреестр. Это можно сделать и через интернет. Выписка из ЕГРП изготавливается в течение трех суток.