TG

Закон и порядок

Правовой статус педагогических работников

Автор adminна 12.02.202012.02.2020

к.и.н. Меркушин А.В.

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный

институт имени М.Е. Евсевьева»

Академические права и свободы педагогических работников

Согласно ч. 3. ст. 47 закона «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники пользуются целым рядом академических прав и свобод .

Важнейшей из академических свобод является свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность. Обозначенная свобода учитывает одну из важнейших особенностей научного познания – открытость рациональной критике. Современная наука отличается дискуссионностью, альтернативностью мнений и концепций. Задача преподавателя – развивать в студентах способность к объективному анализу альтернативных точек зрения исследователей, стремление к обоснованному выбору и последовательной аргументации собственной позиции. Реализация подобной задачи возможна только при условии свободного выражения и четкой аргументации собственного мнения самим преподавателем, проведения лекций-дискуссий, круглых столов, постоянного конструктивного диалога со студентами.

Соответственно, эта свобода перекликается с другой свободой, также закрепленной в законе – свободой выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания. Обозначенная академическая свобода позволяет реализовать одну из важнейших тенденций в развитии современного образования – его гуманизации, которая предполагает внимание к личности, её индивидуальным особенностям . Законодатель подчеркивает, что формы, средства, методы обучения должны быть «педагогически обоснованы», хотя и свободно избираться преподавателем.

Законодатель предоставляет и ряд других прав и свобод, связанных непосредственно с профессиональной деятельностью педагогического работника. Среди них можно выделить:

1) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;

2) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

3) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

5) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;

6) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

Ряд академических прав преподавателя связаны с той образовательной организацией, в которой он осуществляет свою деятельность. В их числе:

– право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;

– право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

– право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

– право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Законодатель подчеркивает, что вышеперечисленные академические права и свободы должны осуществляться на основе ряда принципов:

– с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений;

– требований законодательства Российской Федерации;

– норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Последний принцип в контексте его практической реализации нередко приводит к конфликтным ситуациям между студентами и преподавателями. Во многом это определяется субъективным восприятием норм профессиональной этики конкретным преподавателем. Таким образом, академические права и свободы педагогических работников не могут осуществляться с нарушением норм профессиональной этики, прав и свобод других участников образовательного процесса. Академической свободе корреспондирует обязанность использовать ее добросовестно и в соответствии с профессиональным долгом педагогического работника, направленным на решение современных задач, стоящих перед обществом, обеспечение сохранения исторического и культурного наследия.

Литература

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. – № 53. – Ст. 7598.

2. Агешкина, Н. А. Защита интересов школьников и студентов при получении образования / Н. А. Агешкина. – М. : Омега­­- Л, 2008. – 160 с.

Права и свободы педагогических работников

педагогический работник право обязанность

Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами в пределах, установленных Федеральным законом об образовании:

  • — право на свободу преподавания и обсуждения, свободу проведения исследований, распространения их результатов, свободное выражение своих мнений в отношении организации — работодателя или образовательной системы, свободу от вмешательства в профессиональную деятельность;
  • — свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, методов, способов и приемов обучения, воспитания и оценки освоения обучающимися программ учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей;
  • — право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методик обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы;
  • — выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;
  • — участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, методических материалов и иных составных частей образовательной программы организации — работодателя;
  • — беспрепятственный доступ к учебным и методическим материалам, материально-техническим средствам обеспечения образовательного процесса, необходимым для качественного осуществления профессиональной деятельности;
  • — бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, доступ к информационно-коммуникационным сетям, спутниковым каналам и базам данных, необходимым для преподавательской, научной или исследовательской деятельности;
  • — право на условия труда, в максимальной степени, способствующие эффективной преподавательской и воспитательной работе, научной и исследовательской деятельности, обеспечивающие возможность качественного выполнения профессиональных задач;
  • — бесплатный доступ к пользованию услугами учебных, учебно-методических, научных, социально-бытовых, лечебных и других подразделений организации — работодателя;
  • — право на осуществление научной, научно-технической, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и внедрении инноваций в порядке, установленном законодательством и (или) локальными нормативными актами организации — работодателя;
  • — участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах самоуправления в порядке, определяемом уставом этой организации;
  • — участие в обсуждении и решении вопросов деятельности образовательной организации, в том числе через органы самоуправления и общественные организации;
  • — право на объединение в общественные профессиональные организации, педагогические сообщества в формах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • — занятие индивидуальной педагогической деятельностью, в том числе за плату, при условии, если такая деятельность осуществляется во внерабочее время .

Академические права и свободы не могут осуществляться с нарушением норм профессиональной этики, прав и свобод других участников образовательного процесса. Академической свободе корреспондирует обязанность использовать ее добросовестно и в соответствии с профессиональным долгом педагогического работника, направленным на решение современных задач, стоящих перед обществом, обеспечение сохранения исторического и культурного наследия.

Трудовые и социальные права и гарантии .

Педагогические работники имеют следующие трудовые и социальные права и гарантии :

  • 1) Право на сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Также педагогические работники имеют право на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50% получаемой заработной платы;
  • 2) Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации. Педагогическим работникам Трудовым кодексом РФ определено право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск (ст. 334 ТК РФ). Его продолжительность определяется Постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам». В зависимости от вида образовательного учреждения, осуществляющего образовательный процесс, и должности, занимаемой педагогическим работником, продолжительность такого отпуска колеблется в диапазоне от 42 до 56 календарных дней. Для получения удлиненного отпуска работники должны иметь стаж работы, дающий право на такой отпуск, именно по специальности и в учреждении, указанном в Приложении к Постановлению Правительства РФ N 724. В соответствии со ст. 122 ТК РФ ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику за каждый рабочий год .
  • 3) Длительный отпуск сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. О длительном отпуске педагогических работников урегулировано в ст. 335 ТК РФ и в ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании». Названными законами установлено, что Порядок и условия предоставления педагогическим работникам длительного отпуска сроком до одного года не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы определяются учредителем и (или) уставом образовательного учреждения. Существует Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года, которое утверждено Приказом Минобразования России от 07.12.2000 N 3570 и согласовано с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ. Его действие распространяется только на педагогических работников образовательных учреждений, учредителем которых является Минобразование России или в отношении которых оно осуществляет полномочия учредителя . Данное Положение может использоваться в качестве примерного для разработки в муниципальных образованиях порядка и условий предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска. Очередность и время предоставления длительного отпуска, продолжительность, присоединение к ежегодному оплачиваемому отпуску, возможность оплаты длительного отпуска за счет внебюджетных средств и другие вопросы необходимо предусмотреть в положениях либо уставах образовательных учреждений. Право на длительный отпуск возникает у педагогического работника при одновременном соблюдении двух условий: работы в определенной должности и наличия непрерывного стажа в этой должности. Как и любой другой отпуск, длительный отпуск предоставляется педагогу по его заявлению и оформляется приказом образовательного учреждения. Длительный отпуск может предоставляться педагогу в любое время при условии, что это не отразится на деятельности образовательного учреждения отрицательно. Нужно знать, что длительный отпуск педагогического работника — это отпуск без сохранения заработной платы, если учредителем и (или) уставом образовательного учреждения, в котором работает педагог, не предусмотрено иное.Находясь в отпуске, работник имеет ряд гарантий, о которых работодатель не вправе забывать:
  • 1. За работником в установленном порядке сохраняется место работы (должность);
  • 2. За педагогом в установленном порядке сохраняется педагогическая нагрузка при условии, что за это время не уменьшилось количество часов по учебным планам и программам или количество учебных групп (классов);
  • 3. Не допускается перевод педагога на другую работу, а также увольнение по инициативе работодателя, за исключением полной ликвидации образовательного учреждения ;
  • 4. Педагогическому работнику, заболевшему в период пребывания в длительном отпуске, длительный отпуск подлежит продлению на число дней нетрудоспособности, удостоверенных листком временной нетрудоспособности, или по согласованию с руководителем образовательного учреждения переносится на другой срок.
  • 4) Повышение квалификации за счет средств работодателя не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном нормативными правовыми актами. Право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации установлено в статьях 22, 197 Трудового кодекса РФ, однако механизм реализации этого права должен определяться в соответствующих федеральных законах, иных нормативных правовых актах. В настоящее время государство гарантирует создание необходимых условий для повышения квалификации не реже чем один раз в пять лет для научно-педагогических работников государственных высших учебных заведений и научно-педагогических работников государственных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования, согласно ст. 21 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» . Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) также предусматривает, что повышение квалификации научно-педагогических работников государственного высшего учебного заведения и государственных научных учреждений и организаций системы высшего и послевузовского профессионального образования проводится не реже одного раза в 5 лет в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, высших учебных заведениях, а также в ведущих российских и иностранных научных организациях.
  • 5) Право на аттестацию на квалификационную категорию. Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 209 (далее — Порядок аттестации), вводится в действие с 1 января 2011 года. Принятию нового Порядка аттестации предшествовала длительная работа специалистов Профсоюза, в том числе в рамках специально созданной рабочей группы Министерства образования и науки РФ, по определению и согласованию видов, подходов, механизмов проведения аттестации, а также категорий работников, в отношении которых проводится аттестация .
  • 6) Право на ежемесячную денежную компенсацию в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями. В соответствии с п. 8 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» компенсация за приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий выплачивается педагогическим работникам федеральных образовательных учреждений (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) в целях совершенствования и организации учебного процесса в размере:
    • — 150 руб. — в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования;
    • — 100 руб. — в других образовательных учреждениях. Компенсация в иных размерах может выплачиваться педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ, по решению органа государственной власти соответствующего субъекта, а также педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений — по решению органа местного самоуправления .

Порядок выплаты компенсации установлен в Письме Минобразования России от 25.11.1998 N 20-58-4046/20-4 «О выплате денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания педагогическим работникам образовательных учреждений». В нем сказано, что денежная компенсация за приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий должна выплачиваться ежемесячно педагогическим работникам образовательных учреждений, состоящим в трудовых отношениях с образовательным учреждением (в том числе во время нахождения в очередных, дополнительных и других отпусках, в период получения пособия по временной нетрудоспособности и т.д.), а также работающим на условиях совместительства при условии, если по основному месту работы они не имеют права на ее получение.

  • 7) Право на досрочное назначение трудовой пенсии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • 8) Первоочередное предоставление жилой площади в случае признания работника, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
  • 9) Бесплатное предоставление услуг по отоплению и освещению занимаемого жилого помещения в сельских поселениях вне зависимости от его размера;
  • 10) Гарантии и компенсации по оплате труда;
  • 11) Иные трудовые и социальные гарантии и компенсации, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации .

Таким образом, законодательством Российской Федерации предусмотрен достаточно обширный перечень прав и свобод педагогических работников, с целью повышения статуса данной профессиональной деятельности, улучшения условий труда и образовательного процесса в целом.

Дополнительные публикации:

  • Могу ли я взять под охрану учебные заведения без седьмого пункта в лицензии.

    Если объект относится к категории объектов массового пребывания граждан, к которым применяются повышенные антитеррористические требования,…

  • Бесплатная юридическая консультация в Туле

    К кому идти за помощью, если на вас подали в суд? Куда обратиться за грамотной…

  • Форум правовой взаимопомощи военнослужащих

    Довольно старый документ. Вот в процессе помощи в/с МВД получил вот такой документ, из которого…

  • Вместо прописанного врачом лекарства продали БАД, могу ли я по закону вернуть свои деньги?

    Подлежат ли возврату БАДы, которые не являются лекарством? Что из реализуемых в аптеках товаров подлежит…

  • Разгрузка товара в магазине правила

    Извечное противостояние Перефразируя мудрое высказывание о том, что сытому бывает трудно понять голодного, можно сказать,…

Закон
0

Свежие записи

  • Документы
  • Как получить порубочный билет?
  • Исковое заявление о разделе жилого дома в натуре между собственниками
  • Куда обращаться, если не выдают бесплатные лекарства?
  • Как часто нужно проходить осмотры для медицинской книжки?

Свежие комментарии

    Рубрики

    • Закон

    Страницы

    • Карта сайта
    © Авторское право 2020 TG. Все права защищены. The Ultralight by Raratheme.Сайт работает на WordPress .