Содержание
- Выдержки из Закона, касающиеся формы «Семейное образование»
- ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В РФ — СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- ПРАВА УЧАЩИХСЯ, ПОЛУЧАЮЩИХ СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ, ПОЛУЧАЮЩИХ СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- Зачем нужны промежуточные испытания
- Итоговая аттестация
- СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — ОТНОШЕНИЯ С ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
- ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- Можно ли получить качественное образование на дому?
Нормативные документы образовательной организации
Заявление родителей на обучение по форме семейного образования;
Справка о промежуточной аттестации в образовательном учреждениии.
Протокол промежуточной аттестации в форме семейного образования.
Протокол текущей промежуточной аттестации в форме семейного образования.
Образцы работ для проведения промежуточной аттестации
График аттестации обучающихся на семейной форме 2019-2020 учебный год
Учебный план 2019-2020 учебный год
Годовой учебный график 2019-2020 учебный год
Перечень учебников 2019-2020 (норма, адаптированные программы для детей с ЗПР VII вид)
Перечень учебников 2019-2020 (адаптированные программы для детей с УО (VIII вид)
Учебный план, Учебный план 2018 – 2019 уч.гг., Перечень учебников, Перечень учебников 2018 – 2019 уч. гг.
График аттестации 2016-2017 г., График аттестации 2018 – 2019 уч.гг., График аттестации Р.С. 8 класс.
Семейное образование осталось — как форма обучения. Закон «Об образовании в Российской Федерации» лишь недавно вступил в силу, поэтому до сих пор ещё не создана полная нормативная база документов, регулирующих домашнее обучение.
Выдержки из Закона, касающиеся формы «Семейное образование»
В данном разделе приведены статьи, которые непосредственно касаются формы семейного образования
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В РФ — СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Статья 17. Формы получения образования и формы обучения
1. В Российской Федерации образование может быть получено:
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
(Родители, выбравшие семейное образование для своих детей, могут установить дополнительные договорные отношения со школой на предоставление консультаций — прим.).
5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
ПРАВА УЧАЩИХСЯ, ПОЛУЧАЮЩИХ СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
3. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ, ПОЛУЧАЮЩИХ СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся
4. Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
5. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.
6. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.
7. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации.
8. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.
9. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
10. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.
Зачем нужны промежуточные испытания
Промежуточная аттестация на семейном образовании показывает уровень освоения учебной программы. При удовлетворительных результатах тестирования ученик продолжает заниматься дома. Если же оценка неудовлетворительная или ребенок не прибыл на испытания без уважительной причины, у него возникает академическая задолженность по предмету. Это значит, что он обязан пересдать дисциплину еще раз.
Такую возможность надо учитывать еще при составлении договора с учебным заведением. Как бы родители ни были уверены в знаниях детей, при тестировании может случиться непредвиденное: ребенок перенервничает, внезапно почувствует себя плохо, невнимательно прочитает вопрос или неправильно перепишет пример.
Договор должен оговаривать, сколько предметов можно пересдавать, точное количество дней, которые отводятся для подготовки и пересдачи. Статья 58 Закона «Об образовании в РФ» предусматривает это. Согласно статье, если «домашник» не ликвидировал академическую задолженность в оговоренный срок, он лишается права учиться дома и должен вернуться к обычной школьной форме изучения дисциплин. Такие же последствия ожидают экстерна, не сдавшего один и тот же предмет за оговоренный период повторно.
Итоговая аттестация
Особое значение имеет промежуточная проверка знаний ученика, закончившего 9 или 11 классов. Она показывает его готовность к государственным экзаменам – к итоговой аттестации. От оценок, выставленных при прохождении этих испытаний, зависят итоговые отметки в аттестате.
Промежуточная аттестация по окончании 9 и 11 классов проводится по всем предметам, предусмотренным учебным планом (по федеральным стандартам образования – ФГОС). Также проводятся дополнительные испытания, являющиеся допуском к сдаче ЕГЭ, ГИА. Для девятиклассников это обязательное устное собеседование по русскому языку. Для одиннадцатиклассников – письменное сочинение.
Если промежуточная аттестация – это право ребенка, обучающегося дома, то итоговая – обязательная процедура. Без ее прохождения невозможно получить документ об окончании школы.
Итоговую аттестацию выпускник проходит на общих основаниях вместе с выпускниками школы, к которой он прикреплен. На процедуру экзаменов не влияет предыдущая форма обучения. Для «семейника» действуют те же правила, что и для обычных школьников.
Ученикам, находящимся на семейной форме образования, по окончании обучения выдается обычный аттестат государственного образца. В нем не указано, что выпускник проходил школьный курс дома. В том числе это касается и аттестата с отличием. В аттестат при условии успешного прохождения ГИА или ЕГЭ выставляются отметки, полученные при прохождении последних промежуточных испытаний.
СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — ОТНОШЕНИЯ С ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 63. Общее образование
1. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными.
2. Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования.
5. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Статья 64. Дошкольное образование
1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Семейное образование – форма получения общего образования
В соответствии с действующим законодательством РФ общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне организаций – в форме семейного образования и самообразования.
Освоение образовательных программ в форме семейного образования предполагает самостоятельное, или с помощью педагогов, или с помощью родителей (законных представителей) обучающегося освоение образовательных программ с последующим прохождением промежуточной и государственной (итоговой) аттестации.
Цель семейного обучения — дать хорошее образование за счет индивидуального подхода.
Родители (законные представители) имеют право выбирать как форму получения общего образования, так и форму обучения. При этом обязательно должно учитываться мнение ребенка. Обучение может быть организовано в очной, очно-заочной и заочной форме. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
При выборе семейного образования его не следует путать с домашним обучением. Домашнее обучение это не форма получения или форма обучения, это условие организации учебного процесса в образовательной организации. Условия могут быть разные – учебный процесс в аудитории, дистанционно, на дому для особых детей.
Обучение на дому допускается при наличии:
- медицинской справки об организации учебного процесса на дому (перенос работы организации в другие условия, но по тем же школьным правилам), которую выдает лечебное учреждение, где наблюдается ребенок;
- заявления родителей об организации обучения на дому.
Учебный процесс
Объем знаний, который должен быть получен ребенком при освоении общего образования в форме семейного образования, должен быть не ниже объема, установленного ФГОС.
Лица, осваивающие образовательную программу в форме семейного образования, проходят экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестации в образовательной организации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего и среднего общего образования бесплатно.
При прохождении указанной аттестации экстерны пользуются академическими правами учащихся по соответствующей образовательной программе.
Родители (законные представители) сами могут выбрать учреждение, где их ребенок будет проходить промежуточную или государственную итоговую аттестацию.
Если же учащийся не будет аттестован и в установленные сроки не ликвидирует академическую задолженность по итогам промежуточной аттестации, то он должен далее получать образование в образовательной организации.
Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выдается аттестат об основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня.
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией.
Родителям надо иметь в виду, что семейное образование относится к формам получения образования вне организаций и не предполагает каких-либо обязательных взаимоотношений со школой в период осуществления учебного процесса. Поэтому при выборе семейного образования ребенок исключается из списков образовательной организации на основании заявления родителей.
Как перейти на семейное образование
При переходе на семейное образование родители (законные представители) должны информировать орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают.
Если ребенок обучается в школе, то следует обратиться к ее директору с заявлением о переходе на семейное образование. В этом случае ребенок исключается из списков обучающихся учреждения.
Обучающиеся могут перейти на семейную форму получения образования по заявлению родителей (законных представителей) на любой ступени общего образования: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также вправе на любом этапе обучения по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в другой форме, в т.ч. и вернуться обратно в школу.
Выбрав учреждение, где ребенок будет проходить промежуточную или государственную итоговую аттестацию, родители (законные представители) должны заключить с ним договор на оказание такой услуги.
В этом случае учреждение информирует учредителя о гражданах, которые будут проходить аттестацию в статусе экстерна и определяет совместно с органами местного самоуправления финансовое обеспечение этой процедуры.
Делать это надо до утверждения бюджета на следующий календарный год.
Если вы приняли решение о переходе на семейное образование, то можете обратиться к директору школы, в органы управления образованием за разъяснением.
Финансовое обеспечение обучения.
Возможные варианты:
регион оплачивает обучение в объеме ФГОС или в объеме ФГОС и регионального, муниципального компонентов;
регион не финансирует семейное образование.
Органы местной власти могут организовать консультационные пункты при образовательной организации или отдельно, но могут и не организовывать. Закон их к этому не обязывает.
Примечание.
1. При организации семейного образования следует руководствоваться:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
- приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 1 октября 2013 г. Регистрационный N 30067);
- нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации о семейном образовании;
- локальными актами образовательного учреждения, с которым заключен договор об аттестации обучающихся в форме семейного образования.
2. Промежуточная аттестация – это процедура установления соответствия качества подготовки обучающихся требованиям ФГОС по завершении учебного года. Промежуточная аттестация проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией, в соответствии с школьным локальным актом.
3. Новый Закон об образовании устранил такую форму обучения, как экстренат. Теперь экстернат является лишь формой аттестации.
4. Согласно части 13 сатьи 103 Закона об образовании в РФ нормативы финансирования устанавливаются только для образовательной организации. Т.к. семейная форма получения образования осуществляется вне образовательной организации, то соответственно оплата по данной форме действующим законодательством не предусматривается.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08
Можно ли получить качественное образование на дому?
Закономерный вопрос каждого родителя, который задумывается о семейном образовании: возможно ли качественное обучение ребенка без посещения школы? Ваши опасения понятны. Возможность семейного образования законодательно закреплена в России с 1992 года, но популярным оно стало только в последние годы, когда для этого появились все технические возможности.
Тем не менее, за рубежом дистанционное обучение успешно практикуется уже давно. Выросло ни одно поколение детей, которые обучались на дому. Поэтому для прогноза успешности семейного образования можем смело обратиться к статистике других стран.
Так в 2019 году независимый международный портал The Conversation опубликовал исследование со ссылкой на данные BBC, Национального центра статистики образования США и других авторитетных источников. Согласно этой информации, дети на дистанционном обучении лучше сдают тесты и получают более высокие оценки, чем другие школьники. В среднем, их достижения столь же хороши, если не лучше, чем достижения сверстников, которые посещают школы.
В связи с этим популярность семейного образования стабильно растет во многих странах мира:
- в Великобритании с 2014 по 2017 год количество учащихся на дому выросло на 40% – с 34 тыс. до 48 тыс.;
- в США с 1999 по 2016 год удвоилось число детей, которые обучаются дистанционно, – с 850 тыс. до 1 млн. 690 тыс.;
- в Австралии с 2011 по 2018 год учеников на домашнем обучении стало больше в 2 раза – с 10 тыс. до почти 20 тыс.
В России на 2019 год, по данным исследований глобальной образовательной конференции EdCrunch, более 100 тыс. семей выбрали образование на дому. То есть за последние 10 лет количество детей на семейном обучении увеличилось почти в 10 раз.
Эффективность образования на дому
Международные исследования демонстрируют, что дальнейшие успехи учеников, обучавшихся на дому, достаточно высоки и часто превосходят достижения сверстников из обычных школ. Несколько исследований, проведенных в США в 2013 году, выявили, что большинство (78%) сотрудников приемных комиссий высшего образования «ожидают, что выпускники домашних школ будут в целом успешнее или будут демонстрировать хорошие результаты в первый год обучения в колледже/университете, чем выпускники традиционных средних школ».
Такие выводы отражены в книге «The Wiley Handbook of Home Education”, опубликованной в 2017 году. В ней сказано, что несмотря на некоторые методологические проблемы, известно то, что учащиеся, прошедшие обучение на дому, весьма преуспевают в высших учебных заведениях.
В связи с тем, что в России подробных исследований по эффективности дистанционного образования для учеников и его влияние на дальнейшие успехи в высших учебных заведениях пока никто не проводил, вновь обратимся к зарубежной статистике. Так австралийская организация The Home Education Network (HEN) провела масштабный опрос среди студентов высших учебных заведений, которые получили среднее образование на дому.
Исследование длилось с декабря 2016 года по март 2017 года. Всего опросили свыше 500 людей. Выборка по возрасту была большой: самым младшим респондентам было 15 лет, а самому старшему – 52 года. В среднем участники опроса обучались на дому 9 лет.
Один из выводов заключался в том, что респонденты, которые прошли обучение на дому, получали больше степеней (бакалавр и выше), чем население в целом.
Почему дети при обучении на дому преуспевают?
Хорошая успеваемость при семейном обучении объясняется совокупностью разных факторов:
- Индивидуальная программа. На дому учебный план можно выстроить с учетом интересов, успеваемости и характера конкретного ученика. Можно больше уделить внимание наиболее трудным и/или интересным для него темам. Многие дети воспринимают обучение больше как увлекательный процесс. Важно только не забывать о сроках аттестации и вовремя к ней готовиться.
- Личный график. Способность хорошо усваивать информацию у многих детей зависит от того, в какое время они посещают занятия. При семейном обучении график можно выстраивать индивидуально, приступая к урокам тогда, когда у ребенка это лучше всего получается.
- Благоприятная обстановка. В приятной домашней атмосфере ребенок чувствует себя комфортнее, при должном подходе со стороны учителя он не боится выражать свои мысли и высказывать мнение, в то время как в школе ученики нередко боятся показаться глупыми перед сверстниками.
- Больше возможностей развивать самостоятельность. Дети при семейном образовании больше осознают личную ответственность за освоение новых материалов, учатся самоконтролю. Ведь в данном случае не может быть такого, что учитель не проверит заданную тему, переключившись на других учеников. Задания ребенок выполняет самостоятельно, не пытаясь списать у сверстников.
Преимуществ на самом деле еще немало, но лучшие доказательства успешного обучения на дому – результаты. При семейном образовании многие учащиеся хорошо сдают тестирование МЦКО, ОГЭ и ЕГЭ, участвуют во Всероссийских проверочных работах. Среди них немало стобалльников, медалистов и призеров школьных олимпиад.