Содержание
- Куда жаловаться
- Что входит в полномочия сотрудников ГИБДД
- Что может служить поводом для жалоб
- Номера телефонам, по которым можно обратиться с жалобой
- Какие меры наказания применяются к сотрудникам ГИБДД
- Как это работает
- Что нужно для подачи заявления
- Какие жалобы лучше направить в ГИБДД
- Как подать заявление
- Что делать, если в ответ пришла отписка
- Что потом
- Что должна содержать жалоба на постановление
- Какие доводы можно использовать
Каждый из нас хотя бы раз становился свидетелем нарушения правил дорожного движения. И если в случае ДТП очевидцы проявляют сознательность и готовы помочь наказать виновника, то при нарушении правил парковки или проезда всё иначе.
Обычно мы ограничиваемся ругательством и просто закрываем на это глаза, понимая, что справедливости всё равно не добьёшься. В итоге страдают другие люди, а хамы, чувствуя свою безнаказанность, продолжают нарушать, создавая потенциально опасные ситуации на дорогах, и отравлять жизнь окружающим.
На самом деле привлекать к ответственности за свинское поведение за рулём можно и нужно. Вот как это делается.
Куда жаловаться
Поскольку за нарушения правил дорожного движения отвечает ГИБДД, обращаться нужно именно туда. Только у этого органа есть полномочия для привлечения правонарушителя к административной ответственности.
Выписать нарушителю штраф может лишь местное подразделение ГИБДД, а решение о лишении водительских прав принимает суд по его представлению. Поэтому жаловаться в мэрию, ЖЭК и другие структуры нет смысла.
Что входит в полномочия сотрудников ГИБДД
Чтобы избежать неловких моментов, нужно знать какими полномочиями и ограничениями наделены представители этого органа власти:
- Каждый постовой может потребовать показать ему документы, удостоверяющие право владения транспортным средством и водительские права.
- Инспектор вправе временно изъять эти документы, если будет доказано опьянение водителя.
- Гаишник может остановить машину только в месте, которое не противоречит правилам ПДД. Если рядом с постовым находится знак «остановка запрещена”, действия патрульного считаются незаконными.
- Инспектор имеет право попросить водителя показать содержимое багажника, когда на это имеются объективные причины (например, поступил сигнал о возможной транспортировке наркотических средств).
Если по отношению к водителю были применены одно или несколько вышеперечисленных действий, то жаловаться на сотрудника не имеет смысла.
Внимание: в случае уличения заявителя в клевете, его ожидает уголовная ответственность.
Что может служить поводом для жалоб
Существует достаточно много потенциальных ситуаций, в которых правда остается на стороне водителя. Причем поводом для жалобы может быть не только попытка нарушить закон, но и неоправданное бездействие гаишника в критической ситуации.
Наиболее распространенные нарушения сотрудников:
- Любое безосновательное нарушение правил, установленных законом (за исключением выполнения должностных обязанностей, например, погони за преступником);
- Требование от водителя остановиться в неположенном/запрещенном для этого месте, если этого не требует п.88 уставного регламента.
- Неправомерное вмешательство в личное пространство и досмотр личного имущества гражданина;
- Нарушение правил проведения освидетельствования водителя на предмет алкогольного или наркотического опьянения.
Составленная на работника претензия будет иметь силу, только если постовой задокументировал и вынес соответствующее постановление. Все жалобы рассматриваются исключительно в судебном порядке с проведением тщательной проверки деталей происшествия. В случае, если будет доказан факт нарушения закона сотрудником полиции, то все штрафы и аресты по отношению к водителю автоматически аннулируются.
Номера телефонам, по которым можно обратиться с жалобой
В ходе проведенной реорганизации работы органов власти в Госавтоинспекции создали бесплатную линию для обращений граждан по телефону 8 (800) 200 53 35. Этот номер предназначен как для жалоб на дпс, так и для уточнения информации о нарушениях и штрафах. Звонок совершенно бесплатный для жителей любого региона РФ, а все разговоры записываются с целью безопасности.
Вопрос: Могут ли мне отказать в консультации при обращении не из г. Москва на горячую линию?
Ответ: Работники службы доверия дпс обязаны принять к рассмотрению каждую заявку и оказать квалифицированную консультацию по всем возникшим вопросам не зависимо от региона проживания.
Какие меры наказания применяются к сотрудникам ГИБДД
Существует несколько органов, регулирующих деятельность Госавтоинспекции, это:
- Следственный комитет РФ;
- Органы прокуратуры;
- Управление собственной безопасности при МВД;
- Лица, занимающие управляющие должности во внутренней структуре Госавтоинспекции.
Любой из этих органов может применять карательные методы разной степени тяжести по отношению к сотрудникам службы дпс. Кроме того, каждое привлечение гаишника к дисциплинарной ответственности заносится в его личное дело.
Как это работает
На момент написания статьи существует три варианта направления заявления о правонарушении (именно так правильно называется жалоба):
- Подача заявления в ближайшем отделении ведомства.
- Пересылка заказным письмом.
- Отправка через форму на официальном сайте ГИБДД.
Суть заключается в подаче заявления от вашего имени, в котором изложены все обстоятельства нарушения и его доказательства. Ну а ввиду того что записывать фото или видео на диски и флешки мало кому захочется, список способов сокращается до одного — отправки заявления через форму обращения на сайте.
Что нужно для подачи заявления
Само заявление подаётся в свободной форме, но, чтобы его зарегистрировали и взяли в работу, оно должно содержать несколько важных моментов:
- Дата и место. Обязательно укажите точное время, день и место правонарушения.
- Обстоятельства. Подробно опишите ситуацию и суть нарушения.
- Данные об авто. Запишите госномер, марку и модель машины нарушителя.
- Контакты заявителя. Потребуется ваше полное имя, фамилия и email-адрес.
Фото и видео, прикреплённые к обращению, также должны соответствовать определённым требованиям. На них отчётливо должен быть виден регистрационный номер авто и сам факт нарушения: красный сигнал светофора, запрещающий знак и другие детали. Также желательно, чтобы на материалах были время и координаты места съёмки.
Для доказательства нарушений парковки лучше использовать видео, поскольку по фото определить, что автомобиль стоит, а не двигается, будет проблематично.
Какие жалобы лучше направить в ГИБДД
- если вы продали автомобиль, а штрафы по-прежнему приходят вам: в этой ситуации необходимо обжаловать полученные постановления и обратиться в РЭО с заявлением о прекращении регистрации ТС в сязи с его продажей;
- если в постановлении имеются технические ошибки: ошибочно определен гос. номер автомобиля, если на фотоматериалах зафиксирован не ваш автомобиль;
- если камера среагировала на посторонние предметы, а нарушителем оказались Вы (тень от машины пересекла сплошную линию дорожной разметки, мимо проезжал мотоцикл с превышением скоростного режима и т.д.);
- если Вы вынужденно проехали на красный свет светофора по указанию регулировщика;
- если Вас остановил сотрудник ГИБДД в месте, где этого делать нельзя.
То есть все, что очевидно для человека, но не очевидно для камеры. А также случаи, когда Вы продали свой автомобиль, а покупатель в нарушение закона не переоформил его на себя в 10-дневный срок.
Как подать заявление
Когда нарушитель заснят, а его данные зафиксированы, можно приступать к восстановлению справедливости.
1. Перейдите на сайт Госавтоинспекции по и ознакомьтесь с правилами регистрации обращений.
2. Поставьте галочку напротив пункта «С информацией ознакомлен» и нажмите кнопку «Подать обращение».
3. Выберите из списка свой регион и подразделение ГИБДД.
4. Укажите свои фамилию, имя и отчество.
5. Впишите email для ответа. При желании можно добавить почтовый адрес для бумажного письма.
6. Выберите из списка регион, в котором произошло правонарушение, и введите текст заявления.
7. Прикрепите файл с фото или видео (максимальный размер — 30 МБ).
8. Введите и нажмите кнопку «Отправить сообщение».
При составлении обращения не забудьте указать время и место нарушения, его обстоятельства, а также данные авто. Ориентируйтесь примерно на такое содержание:
3 сентября сентября 2018 года в 10 часов 22 минуты по адресу г. Москва, ул. Космонавтов, 12, водитель автомобиля Toyota Land Cruiser, госномер А777АА777, припарковал свой автомобиль на тротуаре, заблокировав движение пешеходов. Прошу принять меры и наказать нарушителя.
Что делать, если в ответ пришла отписка
Нередко бывает так, что в ответ на жалобу приходит письмо с сообщением по типу: «мы вас услышали и приняли меры, большое спасибо за бдительность”. В этом случае необходимо подать повторное заявление в вышестоящую инстанцию. В другой ситуации документ и вовсе может потеряться и не дойти до адресата (чтобы этого избежать бланки заполняются в двух экземплярах с проставлением печати на каждом из них). К сожалению, в обоих случаях есть вероятность повторного получения такой же «отписки”.
Что потом
Регистрация заявления занимает до трёх дней. Далее его обязаны рассмотреть в течение 30 суток. В некоторых случаях процедура рассмотрения может быть продлена ещё на 30 дней.
После этого события обычно развиваются по двум сценариям. Если сотрудники инспекции находят доказательства нарушения убедительными, то по итогу дела оформляется постановление и на виновника накладывается штраф согласно нарушенной статьи КоАП. Иногда в ходе расследования заявителя могут вызвать в местное подразделение ГИБДД для дачи дополнительных показаний.
В ситуациях, когда данных о виновнике или доказательств недостаточно либо нет возможности установить личность водителя, дело по факту обращения закрывается.
В обоих случаях заявителю направляется извещение о результатах расследования. Когда виновника наказывают, ГИБДД пересылает копию постановления. Если же дело закрывается, на почту приходит уведомление об этом.
Что должна содержать жалоба на постановление
- Адресат заявления.
Нужно указать наименование суда или территориального органа ГИБДД, в который направляется жалоба. Здесь же указывается информация о заявителе (т.е. Ваши данные) и представителе (при наличии): Ф.И.О., адрес проживания, контактный телефон. - Наименование документа.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении. - Описательно-мотивировочная часть.
Здесь нужно кратко изложить обстоятельства происшествия. Указать номер и дату постановления, Ф.И.О. и должность инспектора ГИБДД (или судьи – если обжалуется судебное постановление), который привлек Вас к ответственности, статью КоАП РФ.
В этой части также необходимо описать вашу позицию, основания, по которым вы считаете постановление неправомерным. Привести ссылки на нормы закона в обоснование своей позиции. - Резолютивная часть.
В этой части необходимо указать, что вы просите у суда (или вышестоящего органа ГИБДД), а именно: отменить постановление (номер, дата) и прекратить производство по делу. - Приложение.
Перечисляете документы, прилагаемые к жалобе, указываете количество листов в документах. - Подпись и дата написания заявления.
Какие доводы можно использовать
Каждая ситуация индивидуальна. Ниже приведем распространенные примеры, которые можно использовать в своем заявлении:
- Вынесенное постановление необоснованно, а состав правонарушения не доказан.
- Указанные в постановлении выводы не соответствуют реальным обстоятельствам происшествия.
- Неправильное применение нормы закона (неверное толкование).
- Непринятие во внимание доказательств, предоставленных заявителем в свою защиту.